Главная > Дневник событий > По третьему кругу

По третьему кругу

image_pdfimage_print

Партия Эрдогана убедительно выиграла парламентские выборы

Сенсации не произошло: на выборах в Турции 12 июня Партия Справедливости и Развития (ПСР) во главе с Тайипом Реджепом Эрдоганом уверенно победила, получив 50,1% голосов, что конвертируется в 326 из 550 мест в парламенте. Для справки: это уже третья победа ПСР (2002, 2007 и 2011), превращающая ее не просто в долгожителя, но и чемпиона по выживанию, поскольку с 1960 года в стране были совершены четыре военных переворота, в ходе которых свергались гражданские правительства и вводился режим чрезвычайщины.

Тем не менее, ситуация почти парадоксальная: на выборах 22 июля 2007 года ПСР набрала меньше голосов (46,6 %), чем сейчас, но зато получила больше мест – 341. В любом случае, для ПСР полученные результаты – однозначный успех, несмотря на то, что не хватило 4 мандатов для возможности проводить конституционные реформы без оглядки на другие партийные фракции. Как итог, ПСР сформирует однопартийное правительство, а Эрдоган останется в своем прежнем качестве премьера.

Основной конкурент, считающаяся одновременно левоцентристской и кемалистской по духу (верная заветам Мустафы Кемаля Ататюрка) Народно-Республиканская Партия (НРП), возглавляемая Кемалем Кылычдароглу,  набрала почти в два раза меньше (25,8%) голосов, что равноценно 135 мандатам. На третьем месте – Партия национального действия (ПНД) во главе с Девлетом Бахчели, заручившаяся симпатией 13% избирателей, что равно 54 мандатам.

В ходе предвыборной борьбы, отмеченной идеологическим плюрализмом и толерантностью, происходили рутинные обмены критическими выпадами, подчас грешившие, мягко говоря, преувеличениями. Например, Кемаль Кылычдароглу отреагировал на отказ Эрдогана провести дебаты в прямом телеэфире личными оскорблениями: «Если ему не хватает смелости выйти на теледебаты, то я приглашаю его выйти со мной к народу. Но он не сможет этого сделать ни на телевидении, ни на площадях. Для этого нужно иметь твердое сердце и чистое прошлое. У Реджеп-бея нет таких качеств. Этот человек всего боится, даже своей тени. Он хочет нас повернуть в сторону авторитаризма, поэтому пришло время дать ему достойный отпор».  

Случались и обычные, и типичные для демократических государств скандальные приключения. Так, накануне судьбоносного волеизъявления граждан подали в отставку сперва заместители генерального председателя Партии национального движения (ПНД) по проблемам семьи и женщин, а также по вопросам органов местного управления, а затем еще шесть высокопоставленных деятелей. Причина? В Интернете были выложены видеоролики компрометирующего содержания  – активисты этой националистической по ориентации партии оказались запечатлены во время сексуальных оргий разной степени распутства.

Ссылки на заказной характер такого компромата и прямые намеки на возможную причастность властей к этому вероломному вторжению в частную жизнь не подействовали. Партийные бонзы осознали ущерб их репутации и сочли за благо заблаговременно сойти с дистанции.

Плохую службу сослужила оппозиционной НРП программно-установочная статья в британском еженедельнике «Экономист» с критикой наотмашь руководства ПСР и лично премьера. Цитата: «Эрдоган сумел свести к нулю механизмы контроля судебной власти, армии и прессы. При этом нет никакого контроля над ПСР, которая вредит турецкой демократии. Есть вероятность того, что партия Эрдогана победит и на этих выборах. В этом случае Турцию ожидает автократическая форма правления наподобие китайской». В завершение публикации следовал недвусмысленный призыв: «Лучшим способом для турок, чтобы содействовать демократии, было бы голосование против правящей партии».  

Представитель ПСР Суат Кылыдж расценил эту статью как знаковую и заявил, что она выдает потаенные желания Европы ослабить Турцию. По его словам, «развивающаяся Турция не устраивает британцев, немцев или французов».

Реакция Эрдогана (см. «Папа Тайип») на подметное послание «Экономиста» была более эмоциональной. Лидер ПСР на публичном митинге обвинил Народно-республиканскую партию «в прислужничестве зарубежным центрам силы». Как выразился премьер, «эти центры уже не скрывают своих симпатий и через свои СМИ открыто призывают турецких избирателей голосовать за НРП. Журнал, публикуя на своих страницах подобные призывы, по сути, вмешивается в наши внутренние дела. Видимо эти центры вновь хотят вернуть Турцию в те времена, когда она послушно выполняла их заказы… кто хочет и впредь исполнять приказы своих зарубежных покровителей, пусть и дальше делают это – их участь прислуживать. Сейчас уже ясно, чьим проектом является Кылычдароглу и его партия».

Однако в целом выборы прошли цивилизованно. Турецкий политический класс и рядовые избиратели продемонстрировали высокую степень гражданской и психологической зрелости, что пойдет в зачет в первую очередь ПСР, во многом устанавливающей правила игры, и всему обществу, научившемуся не бросаться в крайности и выбирать взвешенно. Показателем такой зрелости можно считать отказ оппозиции требовать пересчета и пересмотра выборов. Кылычдароглу был настроен позитивно, объявив, что за полгода число сторонников НДП возросло на 3,5 миллиона и что партия показала свой лучший результат за последние более чем 30 лет.

Примирительным тоном были отмечены и обещания победителей. Примечательны слова Эрдогана, сумевшего продлить свое правление на рекордный третий срок: «Народ дал нам сигнал о том, что выстраивать новую конституцию нужно путем консенсуса и переговоров. Мы будем искать консенсус с основной оппозицией, с партиями, не представленными в парламенте, со СМИ, НКО, с учеными и со всеми, у кого есть что сказать».

Мотивы ясны: Эрдоган пытается позиционировать себя как общенационального лидера, видимо, допуская, что при проведении своих законопроектов через парламент он сможет заручиться поддержкой и оппонентов, если те почувствуют готовность ПСР к диалогу.

Владимир МИХЕЕВ

№6(56), 2011