Главная > Дневник событий > Иммиграция > «Тритон» придёт на помощь. Но только к тем, кто близко

«Тритон» придёт на помощь. Но только к тем, кто близко

Triton
image_pdfimage_print

Программа гуманитарной помощи под названием «Маре нострум» действует в Италии уже около года и достойным итогом этой работы стали тысячи спасённых жизней. Речь идет о людях, которые отправляются в далеко небезопасное морское путешествие, чтобы добравшись до европейской «земли обетованной», в нашем случае – Италии, попросить затем убежища. Поскольку они зачастую пускаются в путь на таких плавсредствах, для которых слово «корыто» – просто незаслуженный комплимент, то для иных из них путешествие закономерно заканчивается на дне морском.

В октябре прошлого года после получившей большой резонанс катастрофы у острова Лампедуза, где только по официальным данным погибли 336 человека, а на самом деле – кто их там считал, Рим и начал эту программу с её несколько патетических названием. Но бог с ней, с патетикой, обратимся к сухим цифрам. С прошлого года итальянский флот спас 153 тысячи человек, причем 98 тысяч из них потерпевшие крушение, то есть имевшие все шансы пополнить лампедузский мартиролог. Собственно, только в этом году в морских водах между Ливией и Италией погибло 3300 человек…

Но все эти спасательные мероприятия стоят изрядных денег, и Италия, экономика которой находится сейчас в состоянии далеком от идеального, уже не однажды предупреждала, что хорошенького – понемножку и спасение утопающих должно стать общеевропейским делом, а не заботой одних только пограничных государств. Министр внутренних дел Анджелино Альфано однозначно заявил, что программа «Маре нострум» завершается, хотя и не назвал точной даты её прекращения. Вроде бы нет еще и соответствующего решения кабинета министров, поэтому адмирал флота Филиппо Фоффи заявил, что вплоть до получения официального уведомления патрулирование будет продолжено.

В то же время Сесилия Мальмстрём, которая в составе Европейской Комиссии образца «Баррозу-2» выполняла обязанности куратора внутренней политики ЕС, сообщала, что с 1 ноября, как того и требовал Рим, Союз вводит в действие программу «Тритон». Таким образом то, что было раньше чисто итальянским делом, становится, наконец, общеевропейским. Хэппи-энд близок? Не спешите с выводами.

Бразды правления переходят к «Тритону», точнее, к «Фронтексу», общеевропейскому агентству, занимающемуся вопросами охраны границ ЕС. Правительство Германии проявило обычно несвойственную ему щедрость и обещало выделить для этой программы специально оборудованные вертолёты и сотрудников пограничной службы. Так вот, по данным из дипломатических кулуаров ЕС, «Тритон» никак не может рассчитать реальную потребность в силах и средствах и отослать соответствующую заявку в Берлин. Руководители, понимаешь…

Но уже известны иные параметры программы. Если итальянцы выделяли на обеспечение «Маре нострум» девять миллионов евро в месяц, то «Фронтекс» решил удовольствоваться третью этой суммы. И это при том, что радиус действия «Тритона» будет отчетливо меньше. Например, итальянский флот вел слежение и спасательные работы за пределами территориальных вод республики, а «Тритон» будет работать в радиусе 30 морских миль от итальянских берегов. И тут уж, как говорится, кто не доплыл, тот утонул.

Разумеется, европейские правозащитники взбеленились, узнав о таких перспективах, и начали шумно требовать, чтобы программа «Маре нострум» продолжалась и далее, поскольку, по их мнению, условия функционирования «Тритона» равнозначны вынесению смертного приговора тысячам нелегальных мигрантов. Премьер-министру Италии Маттео Ренци было направлено соответствующее письмо, подписанное кучей правозащитных организаций – «Эмнести интернэшнл», «Врачи без границ», Центр изучения проблем иммиграции и так далее.

Может быть, эти призывы и возымеют какое-то действие на римское правительство? Как знать… Но вероятнее всего, работать будут только в рамках «Тритона». Да и в этой программе готовы принимать участие не все. К примеру, британцы, справедливо полагая, что до их острова беженцы морем в любом случае не доберутся, участвовать в работе «Тритона» не хотят. «Мы не поддерживаем целевых акций по поиску и спасению в Средиземном море», – сухо сообщила Джойс Энелэй, госсекретарь Форин офиса (замминистра, имеющая статус члена кабинета). Констатация баронессы только подтверждает давно известное: британцам невероятно трудно подняться над свои национальным эгоизмом – тому в истории мы тьму примеров слышим.

№11(93), 2014