Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Европейская государственная политика обеспечения прав человека в России

Европейская государственная политика обеспечения прав человека в России

image_pdfimage_print

Статья подготовлена при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) – проект № 07-03-02021а

Энтин Марк Львович(наброски концепции)

Интенсивный политический диалог ведется Россией и Европейским Союзом по самому широкому кругу вопросов. Важное место среди них отводится правозащитной проблематике.

Совместная работа в этой области, продвижение прав человека и основных свобод, уважительное отношение к их соблюдению и развитию могли бы стать эффективным инструментом сближения России и ЕС. Ведь Россия и страны Союза – участники подавляющего большинства универсальных международных актов о защите прав человека и отдельных групп населения, соответствующей Европейской конвенции, единого для всех государств континента Европейского механизма защиты прав человека. Они подчиняются общим предписаниям формируемого Страсбургским судом единого правового и гуманитарного пространства. Такое пространство органически вписывается в то общее пространство внутренней безопасности, которое обе стороны хотели бы построить. Оно полностью соответствует конституционным традициям России и стран ЕС.

На практике же правозащитная проблематика превращается в яблоко раздора. Она служит поводом для взаимного обмена претензиями и нелицеприятной критики. Дело доходит до утверждений о приверженности России и ЕС различным системам ценностей. Получается, как это ни парадоксально, что она не только не помогает, но и мешает взаимопониманию, вредит взаимному доверию, отягощает всю систему отношений между Россией и ЕС.

Выходом из образовавшегося тупика могла бы стать разработка и последовательное осуществление Москвой европейской государственной политики обеспечения прав человека. На настоящий момент такой политики просто нет. А ведь наша страна в действительности кровно заинтересована в ее разработке и реализации.

Объективная потребность в такой политике

Современная Россия сталкивается с тяжелейшими беспрецедентными вызовами внешнего и внутреннего порядка. Перед ней стоят сложнейшие задачи ускоренного социально-экономического развития, диверсификации экономики, вовлечения граждан в общественную жизнь, повышения их благосостояния, уменьшения чудовищного разрыва в уровнях жизни между бедными и богатыми, выдвижения в качестве приоритета инвестиций в человеческий капитал. Их последовательное решение потребует мобилизации и объединения всех сил общества и государства. Оно станет возможным только в том случае, если будет строиться на твердом основании институтов правового государства и системной заботы о личности, защиты ее прав и интересов.

К сожалению, ситуация в стране с правами человека остается крайне противоречивой. Сфер деятельности, в которых можно было бы констатировать сколько-нибудь позитивные сдвиги, просто нет. Тенденция к лучшему не просматривается.

Тем важнее, чтобы российское государство взяло и в этом отношении на себя лидирующую роль. Иного не дано. Государство сосредоточило в своих руках колоссальную политическую и экономическую власть. Оно запустило амбициозные проекты модернизации. Растущее внимание уделяет национальным программам. Наступила пора подумать об осуществлении последовательной обоснованной государственной политики обеспечения прав человека.

Это не утопия. Страна втягивается в электоральный период. Предложения о государственной политике обеспечения прав человека могли бы стать частью предвыборных платформ. В любом случае, новый состав Государственной Думы и Совета Федерации, вновь избранный президент России и назначенное им правительство вряд ли смогут и, как хочется верить, не захотят уйти от такой постановки вопроса

Представим себе, что соответствующая работа проделана. В прошлом к ней неоднократно подступались, но дальше разрозненных попыток дело не пошло. На наш взгляд концептуальная часть документа о государственной политике обеспечения прав человека могла бы выглядеть так. Только, уважаемый читатель, учти, что ниже следуют не констатация фактов, не экспертные оценки, а то, в каком виде возможный документ на этот счет был бы приемлемым для власти и в то же время давал реальные и реалистичные указания государственным органам.

Базовые ценности

Граждане Российской Федерации сделали исторический выбор в пользу прав человека, свободы и демократии. Забота о человеке провозглашена в нашей стране высшей ценностью. Чтобы эти высокие слова стали подлинными ориентирами развития общества, необходима последовательная выверенная государственная политика обеспечения прав и основных свобод человека. К ее осуществлению должны быть подключены властные структуры всех уровней. В соответствии с ней следует выстраивать институциональное развитие, совершенствование законодательства, деятельность административного аппарата. Ею должны быть проникнуты все остальные государственные политики.

Укрепление законодательных основ обеспечения прав человека

Правам человека посвящен основополагающий неизменяемый раздел Конституции Российской Федерации. Он обладает прямым действием. Им должны руководствоваться все государственные органы. Суды обязаны непосредственно применять его положения.

За последнее время многое сделано для приведения законодательства в соответствие с требованиями Конституции. Приняты фундаментальные кодексы. В их числе – новые УК, УПК, ГК, ГПК. Вступили в силу новейшее избирательное законодательство, законодательство о земле, недрах, защите окружающей среды, антимонопольное законодательство, многие другие правовые акты, глубоко затрагивающие каждого жителя страны, усиливающие его правовой статус, помогающие твердо и уверенно отстаивать свои права и интересы.

Работа по модернизации законодательства, его совершенствованию в соответствии с международными стандартами, его приближению к потребностям личности будет продолжена. Гарантией того, что она будет эффективной, служит представительный характер и профессионализм вновь избранной Государственной Думы, координация действий обеих палат Федерального Собрания, конструктивное сотрудничество парламента, правительства и администрации президента во имя решения проблем, стоящих перед страной.

Чтобы она была еще более успешной, созданы структуры общественного мониторинга и мониторинга со стороны экспертного сообщества.

На передний план в повестке дня выдвигаются задачи реализации закрепленных в законодательстве прав человека. Важно, чтобы каждый из нас не на словах, а на деле почувствовал, что он живет в правовом государстве, что закон одинаков для всех, что он обязателен и для простого человека, и для крупного бизнесмена и политика.

Через государственную политику обеспечения прав человека все структуры власти берут на себя обязательство поставить предел волюнтаризму и своеволию в отношении к правам человека, беззаконию, коррупции, пренебрежению к нуждам «маленького» человека. В обществе должна быть сформирована атмосфера неприятия обхода закона властными органами и их представителями. Между строгим соблюдением буквы и духа закона и соблюдением прав человека следует поставить знак равенства.

Для достижения этой цели государство будет работать рука об руку с общественными движениями, неправительственными и в том числе правозащитными организациями, органами самоуправления и самоорганизации населения, всеми лицами, занимающими гражданскую позицию.

Государственную службу – на службу правам человека

Главным критерием в оценке деятельности государственного аппарата в целом и каждого отдельного чиновника, помимо профессионализма, должно стать уважение к правам человека, соблюдение закона. Продолжающаяся административная реформа будет проходить с учетом этого фундаментального требования. Людям, пренебрежительно относящимся к правам и свободам окружающих, – не место на государственной службе, не место в политике.

Нарушение прав человека – основание для уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности. Издание каких бы то ни было ведомственных и иных актов, распоряжений, указаний, инструкций и предписаний, нарушающих права человека, противоречащих закону, недопустимо. В этом отношении Генеральная прокуратура не должна снижать бдительности. За такие действия чиновники любого ранга, в том числе и, тем более, выборные, должны расплачиваться своим креслом и состоянием.

Необходимо, чтобы слова о том, что чиновники должны служить народу и стране, а не своему карману и тщеславию, перестали быть пустым звуком. Предназначение гражданской службы – в доброжелательном предоставлении качественных услуг любому и каждому обратившемуся. Должное предоставление этих услуг и есть уважением к правам человека в действии.

Обеспечение честного и праведного судопроизводства

Главная роль в защите прав человека в России, как и в любых других развитых странах мира, принадлежит судам. Важно, чтобы люди им доверяли, безбоязненно обращались к их помощи и добивались справедливости. Предпосылки для этого созданы. Реформа судебной системы в основном завершена. Независимая, мощная и эффективная судебная система в нашей стране сложилась. Судебная процедура описывается самыми современными процессуальными кодексами.

Государство и в дальнейшем будет уделять приоритетное внимание материальному благополучию судов, их размещению в удобных и вызывающих уважение помещениях. Оно займется их дооснащением компьютерной и другой необходимой оргтехникой и системами связи. Будет продолжен курс на диверсификацию судебной системы, создание в ее рамках специализированных инстанций – административной и ювенальной юстиции и т.д. Государство будет пресекать попытки подкупа судей, стремление оказывать на них давлением со стороны бизнеса, местных властей, федеральных органов.

Вместе с тем, государство и общество будут требовать от них бережного, внимательного отношения к человеку, защиты его законных прав и интересов. Они будут настаивать на единстве и прогрессивной эволюции судебной практики, на обновлении состава судебного корпуса и его переобучении, в том числе современному прочтению прав человека. Порочный круг, когда образ судьи зачастую ассоциируется с коррупцией, мздоимством, стяжательством, угодничеством перед властью, телефонным правом, должен быть разорван. Необходимо, чтобы все эти пороки старой судебной системы остались в прошлом. Государство и общество должны следить за этим неукоснительно и иметь для этого в своем распоряжении адекватный инструментарий.

Главная задача, которая стоит сейчас перед судебными органами страны, в том числе в области защиты прав человека, – преодолеть разрыв между нормой права и правоприменительной практикой. Чем быстрее это будет сделано, тем раньше удастся поднять качество жизни населения, дать необходимый импульс экономическому развитию, сделать страну еще более притягательной для инвесторов.

Простые и непоколебимые правила справедливого судопроизводства должны соблюдаться неукоснительно. В первую очередь – непредвзятость, презумпция невиновности, равенство сторон, пропорциональность, недопустимость наказания за действия, которые на момент их совершения не рассматривались законом в качестве преступления. Именно в обязанность судов входит нахождение и поддержание разумного баланса между интересами государства, безопасности, публичного порядка и интересами личности. Суды созданы не для того, чтобы карать. Их призвание – применение закона, поиск истины и справедливости. С карательным уклоном надо покончить раз и навсегда.

Суды также могут очень многое сделать для органического включения России в единое европейское правовое и гуманитарное пространство, для интеграции хозяйственного комплекса страны в мировую экономику. Они должны каждодневно и последовательно применять обязательные для России принципы и нормы международного и европейского права в случае их коллизии с национальным законодательством, руководствоваться толкованием, которое им дается международным правосудием, и, в первую очередь, Европейским Судом по правам человека.

Роль правоохранительных органов

Все правоохранительные органы должны пройти тяжелый, но необходимый процесс внутреннего очищения и оздоровления. Цель та же – поставить во главу угла их деятельности заботу о правах человека.

В прокуратуре, МВД, ФСБ, любых силовых структурах должны работать преданные своему делу люди, воспитанные в духе уважительного отношения к личности. Нужно, чтобы борьба с преступностью, терроризмом, наркоторговлей, отмыванием грязных денег велась ими без ущерба правам человека. Они всегда должны видеть перед собой конкретного человека, его судьбу, его боль и обиду. В ведущейся ими борьбе – видеть, прежде всего, заботу об обеспечении безопасности населения, защиту их честной спокойной жизни.

Спрашивать с правоохранительных органов следует не за выполнение цифровых показателей или формальных критериев, а за то, насколько им доверяет народ, боятся ли люди за себя, своих близких, свое имущество.

Свобода слова и информации

Плюрализм, толерантность, разнообразие мнений, возможность их свободно высказывать, доступность информации, ее достоверность, запрет цензуры являются обязательным условием реализации всех остальных прав и свобод человека, гарантией свободного развития общества. Государство будет отстаивать, оберегать и придерживаться их в первую очередь.

Журналистам и источникам их информации будет обеспечена повышенная защита. Государство гарантирует невмешательство власти и денег в редакционную политику, свободу доступа к частотам вещания, защиту от тирании местных властей. Особое внимание будет обращено на обустройство цивилизованного и свободного рынка электронных СМИ.

Стандартом функционирования всех государственных структур станет полная открытость и бесплатное предоставление находящейся в их ведении запрашиваемой информации.

Реформа в армии

Государственная политика обеспечения прав человека ставит перед собой задачу полной ликвидации неуставных отношений в армии, защиты прав военнослужащих, распространения на вооруженные силы действия обычных гражданских норм и институтов.

Первые шаги в этом направлении сделаны. Запущена реформа вооруженных сил. Получает распространение контрактная служба. Создается механизм, а не только видимость реализации закона об альтернативной службе. Усилия в этом направлении будут продолжены.

Сотрудничество с гражданским обществом

Государственная политика обеспечения прав человека должна вестись в сотрудничестве и при поддержке гражданского общества. Она будет конкретизироваться с учетом рекомендаций и предложений, поступающих от общественных движений, неправительственных и, в том числе, правозащитных организаций, отдельных активистов и экспертов.

Сила государственной политики – в способности вобрать в себя и тиражировать в масштабах страны позитивный опыт защиты и продвижения прав человека, накопленный отдельными организациями и опробованный в отдельных регионах страны.

Общественности принадлежит также определяющая роль в осуществлении контроля за соблюдением прав человека.

Государство рассчитывает, что его усилия в области обеспечения прав человека будут постоянно подпитываться гражданским обществом. Гражданское общество должно корректировать эти усилия, помогать власти в расстановке приоритетов, привлекать внимание к самым животрепещущим проблемам.

План и программы действий

В целях реализации государственной политики обеспечения прав человека надлежит в кратчайшие сроки разработать и принять общий план действий по ее осуществлению и ряд дополняющих и поддерживающих его программ.

Отдельные программы должны быть посвящены защите и обеспечению гражданских и политических свобод и прав социально-экономического характера, позитивным мерам по защите меньшинств, мигрантов и переселенцев, мерам помощи и содействия конкретным социальным и возрастным группам населения, нуждающимся в особой защите.

Ответственность за их составление возлагается на министерство юстиции. Предложения поручается внести всем министерствам и ведомствам, другим государственным структурам.

При их подготовке будут учтены инициативные предложения, которые поступят от общественных движений, неправительственных организаций и независимых экспертов. Обобщением этих предложений займется специальный орган при Президенте страны как гаранте конституционных прав граждан.

Финансироваться государственная политика будет из бюджета, а также из специально создаваемого в этих целях Фонда содействия правам человека при Президенте Российской Федерации.

© Марк ЭНТИН,
доктор юридических наук, профессор,
директор Института европейского права
МГИМО–Университета МИД России

№4(10), 2007

№4(10), 2007