Главная > Тенденции & прогнозы > УГОЛОК НАУКИ > Зачем обманывать себя?

Зачем обманывать себя?

image_pdfimage_print

Психологи из британского Херфордширского университета провели исследование, результаты которого едва ли придутся по вкусу виноторговцам. Ведь они подрывают издавна культивирующееся представление о том, что вино, которое стоит дорого, и есть самое лучшее, уникальное по всем параметрам.

Так вот, 578 участников этого эксперимента пробовали вина «вслепую», то есть ни о какой «магии этикеток», одним названием поддерживающей авторитет вполне заурядного по своим достоинствам вина, речи здесь быть не могло. И только психологи знали точно, что именно сейчас пробуют их испытуемые – изысканный напиток или дешевое пойло. И задача перед участниками эксперимента стояла довольно простая – определить, что именно налито в их бокал. То ли вино за 3 евро, то ли за 50. Легко заметить, что вероятность случайного совпадения была равна 50%. Так вот, правильные ответы были зафиксированы как раз в 50% случаев.

И тем не менее, не стоит думать, что маркетинговые ухищрения и многолетние усилия по «накачиванию» авторитета того или иного сорта не имеют смысла. Еще как имеют! Ведь любитель, покупающий бутылку весьма недешевого вина, уверен, что стал обладателем эксклюзивного товара. И одно это уже поднимает у него настроение и включает активность соответствующих участков мозга.

Экспериментаторы проверили это с помощью магнитно-резонансного томографа. Испытуемым наливали дважды подряд одно и то же вино, только первый раз аттестовали его как чудо виноделия, а второй – как примитивную «забузовку». И что же?

А вот что. «Дорогое» вино оценивалось участниками не только как лучшее, но и при этом включались именно те участки мозга, которые отвечают за генерацию положительных эмоций. Таким образом, испытуемый вполне успешно обманывал сам себя, уверившись, что ему выпала удача попробовать элитное вино.

Отсюда простой вывод: покупая вино, ориентируйтесь, прежде всего, на ваш собственный вкус, а не на цену. И если вам больше нравится недорогое, то и пейте его с легким сердцем. Это тот самый случай, когда ваши пристрастия значат гораздо больше, чем священнодействие, устраиваемое вокруг «всемирно признанных» сортов.

Андрей ГОРЮХИН

№5(55), 2011

№5(55), 2011