Главная > Открываем старый свет > Круглая дата > Стамбул обзаведется вторым Босфором

Стамбул обзаведется вторым Босфором

image_pdfimage_print

Турки готовы прорыть конкурента Панамскому и Суэцкому каналу

Столетний юбилей с момента основания Турецкой республики будет отмечен событием столь грандиозным, что стоило бы найти нового Джузеппе Верди и заказать ему сочинительство достойного аналога оперы «Аида», исполненной впервые по случаю открытия Суэцкого канала.

Это событие, приуроченное к 2023 году, столетней годовщине исчезновения Оттоманской империи – «больного человека Европы», по выражению русского императора Николая Первого, должно явить собой чудо инженерной мысли и подвиг зрелости тысяч и тысяч светлых умов и крепких мышц, потому что речь идет о рукотворном создании параллельно Босфору искусственной водной артерии, которую успели окрестить «Стамбульским каналом».

Так назвал проект турецкий премьер-министр Тайип Реджеп Эрдоган, энтузиаст величественного замысла, заявивший (цитирую по британской «Гардиан»): «Мы построим канал века, такой масштабный, что в сравнении с ним бледнеют Панамский и Суэцкий каналы».

Яркий образ этого светлого будущего стал отличительной меткой идущей в стране предвыборной кампании – 12 июня предстоят парламентские выборы. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР), партия Эрдогана, способна, согласно опросам, превзойти свое прежнее достижение и набрать не как в 2007 году 46,6%, а все 48,7% голосов избирателей. Тем не менее, необходимость «разогреть аудиторию» и добавить себе выигрышные очки никуда не делась. И потому в ход идут духоподъемные, если угодно, и популистские призывы и посулы. Таковы правила игры, таковы утвердившиеся в мире формы организации народного волеизъявления.

Аргумент Эрдогана в пользу канала, падающий на подготовленную почву, – экология и безопасность граждан. Сейчас через 30-километровый Босфор, делящий Стамбул на европейскую и азиатскую части, ежегодно транспортируют 139 миллионов тонн нефти, четыре миллиона тонн сжиженных нефтепродуктов и три миллиона тонн различных химикатов. А ну как все это выльется на просторы пролива?! Экологическая катастрофа затронет непосредственным образом жизни двух миллионов жителей мегаполиса, обитающих по его берегам. Прецеденты, увы, были: в 1999 году российский танкер разломился пополам при входе в пролив, и 235 тысяч галлонов топлива окрасили босфорскую воду.

Проект «Стамбульского канала», действительно, захватывает дух. Канал, как сообщает турецкая газета «Хюрриет», протянется на 40-45 километров, будет иметь 150 метров в ширину и 25 метров в глубину, обойдется в сумму от 8 до 10 миллиардов долларов. По словам Эрдогана, два года уйдет только на технико-экономическое обоснование.

Предполагается, что копать будут в регионе турецкой Фракии, чтобы избежать соприкосновения с густонаселенными районами 13-милионого мегаполиса. В этой связи «Гардиан» процитировала Ги Бэттла, эксперта в области экологии и ведущего партнера в компании «Делойт»: «Если мы можем прорыть туннель под проливом (Ла-Манш) и если мы можем проложить новую скоростную автостраду длиной 34 км в Альпах, то на ровной поверхности нам ничего не стоит прокопать канал».

Точный маршрут держится в строгом секрете, чтобы предотвратить неизбежные спекуляции земельными участками, по которым пройдет канал, названный однажды самим Эрдоганом «сумасшедшей» идеей. Оппозиция не преминула ухватить премьера за язык. Так, лидер Республиканской народной партии Кемаль Килидждароглу мгновенно заявил: «Эта страна нуждается в людях, которые думают и делают, а не в сумасшедших. Этот проект задуман вовсе не для людей, а для сторонников ПСР, чтобы они могли обогатиться».

Помимо технологических сложностей и бодания с оппозицией у команды Эрдогана есть и другая забота: судьба конвенции Монтрё. Дело в том, как отмечала та же «Хюрриет», что «этот международный договор поддерживает баланс военно-морских сил в бассейне Черного моря, регулирует порядок прохождения военных кораблей через Босфор, ограничивая тоннаж и время пребывания кораблей нечерноморских государств в Черном море». Стоит напомнить, что именно конвенция Монтрё помешала боевым кораблям ВМС США проникнуть в Черное море и обосноваться там в августе 2008 года, когда шли боевые действия между Россией и Грузией. Конвенция, и это важный момент, строится на том, что путь в Черное море и обратно только один – через Босфор.

В турецкой прессе муссируются слухи, будто Анкара готова предложить Москве включиться в проект на правах одного из главных подрядчиков. Россия пока взяла паузу, если не считать интервью турецкой газете «Радикал» российского посла в Анкаре Владимира Ивановского, в котором он заявил, что не располагает какой-либо информацией о возможности финансирования проекта российскими компаниями. Посол отметил, что об экономической стороне проекта можно будет говорить после того, как будет подтвержден один из главных принципов конвенции Монтрё – принцип свободного прохода судов из Мраморного моря в Черное.

Между тем Тайип Эрдоган полон понятного энтузиазма. «Турция более чем заслуживает того, чтобы подойти к 2023 году с таким сумасшедшим и великолепным проектом, – заявил премьер на митинге, и толпа радостно засвистела и зааплодировала. – Трафик через Босфор будет сведен к нулю, – развивал замысел Эрдоган. – Люди начнут заниматься на Босфоре водными видами спорта, будет создана система городского водного транспорта, и Стамбул вернется к своим прежним дням (дням величия)».

Кто знает, может «великолепный проект» позволит Эрдогану стать вровень с одним из самых почитаемых султанов – Сулейманом Первым Великолепным?

Владимир МИХЕЕВ

№5(55), 2011

№5(55), 2011