Главная > Актуально > Два слова о бабочках и качестве жизни

Два слова о бабочках и качестве жизни

image_pdfimage_print

Вам нравится разглядывать красочные узоры на крылышках бабочки? Особенно экзотической, а не привычной для средней полосы России капустницы, лимонницы или шоколадницы. И даже такой павы, как «Павлиний глаз». Мне кажется, что любоваться этими созданиями можно бесконечно.

По обыкновению, уже в начале апреля люксембургский Сад бабочек приглашает познакомиться со своей коллекцией. Эти существа считаются одушевленными. В мифах древних греков земная девушка Психея олицетворяла душу и дыхание, ее часто изображали с крыльями бабочки. У полинезийского народа маори бабочка также символизирует душу.

С интересом узнала, что в мире порхает 200 тысяч разновидностей этих самых незащищенных летающих насекомых. Европа, увы, не самый популярный у них дом: лишь пять процентов занесенных в общий реестр видов бабочек встречаются здесь. Из них 600 выращиваются люксембургскими энтомологами в помещениях, где поддерживается постоянная температура (+27), а влажность установлена на уровне 70%.

Наверное, весьма увлекательно заниматься разведением столь незлобивых существ. Для тех, кто живет в Великом герцогстве, как мне показалось, – это логичное увлечение. Здесь ценят всё, что естественно. Общение с природой, нетронутой, незапятнанной, не соседствующей с тяжеловесными приметами мегаполиса, негласно относится к одному из самых важных составных элементов того, что принято называть «качеством жизни».

Возникла мысль: а что считать высоким качеством жизни? Если взять Люксембург, ставший для меня пусть временным, но домом, то как проявляется в повседневности его особый статус? А статус у него – привилегированный по любым меркам. Самая зажиточная страна еврозоны, свидетельствует 2013 Global Wealth Report, где каждое домохозяйство в среднем располагает авуарами в 315 тысяч долларов.

Впечатляет, но важнее, видимо, другой показатель преуспевания. В этой табели о рангах Люксембург занял второе место после Австралии по наиболее равномерному распределению богатства между гражданами. Как метко охарактеризовал свою страну один неглупый датчанин: здесь «лишь у немногих слишком много и только горсточка бедна». В Люксембурге тоже не обнаружишь заметных полюсов бедности и богатства. И тем более не встретишь нарочито выпячивающих свое праведно или неправедно нажитое состояние нуворишей.

«Социальная справедливость». Правильные слова. Почитаешь местное законодательство, в котором прописаны льготы, преференции, пособия для тех, кто оказался в затруднении, – и понимаешь, что власть предержащие осознают свою ответственность. Приведу доказательные примеры.

Достаточно проработать полгода по 16 часов в неделю, чтобы в случае увольнения получать пособие по безработице. Не до скончания века, а в течение 365 дней на протяжении следующих двух лет. Предполагается, что за это время можно снова трудоустроиться. Причем пособие составляет 80% среднего заработка, что в 2,5 раза больше минимальной зарплаты.

Похожая забота проявлена о тех, кто заболел, кто готовится стать матерью (выплата полной зарплаты на протяжении 16 недель и единовременная дотация сродни «материнскому капиталу»), кто взял отпуск по уходу или воспитанию ребенка до 5 лет. Надо упомянуть и детские пособия, и государственные стипендии для обучения в вузах, и разные схемы финансовой поддержки пенсионеров, в том числе работающих. А 40-летний трудовой стаж гарантирует минимальную ежемесячную пенсию в 1400 евро!

Просмотрела эту впечатляющую статистику люксембургского «социализма» (по аналогии со скандинавским) и задумалась. Разве это составляет сердцевину качества жизни? Да, безусловно, размеры вознаграждения за труд определяют достаток и уровень жизни. Но качество? Ученые включают в это понятие такие критерии, что не поддаются количественному измерению. Скажем, политические и экономические свободы. Чувство личной и национальной безопасности. Чистота окружающей среды и т.д.

Возьмем бытовые проблемы. В Люксембург-Сити, да и во всем герцогстве, тебя нигде не покидает чувство личной безопасности. Но вот что пишут газеты: на улице, названной в честь французского города Страсбурга, раньше торговцы наркотиками и «ночные бабочки» собирались не ранее половины восьмого вечера, а сейчас, по признанию жителей, начинают тусоваться уже в 11 часов утра. Сказывается, что страна находится на европейском перекрестке: после того, как во Франции взялись искоренять проституцию, галлы потянулись искать жриц любви в окрестностях.

Или перекочевавшая из-за моря привычка сплевывать изжеванную резинку на асфальт. За последние десять лет городские власти потратили 240 тысяч евро на то, чтобы отпаривать (струя пара температурой 180 градусов) и соскребать эту субстанцию с мостовых. Собираются принять закон, который позволит штрафовать на месте на сумму от 24 до 50 евро тех, кто роняет жевательную резинку или окурок на тротуар. Это, скорее всего, подростковое пренебрежение к правилам поведения на людях. Понижает ли это качество жизни? Или это стоит отнести к издержкам глобализации?

В любом случае, Великое герцогство Люксембург и его одноименная столица относятся к сливкам сливок. Самым главным показателем качества этой среды обитания, как мне видится, служит такой факт: продолжительность жизни неуклонно растет. Люксембуржцы, которые на днях появились на свет, могут дожить в среднем до 82 лет – почти дотянувшись до финала XXI столетия.

А что же сегодняшние подданные? Для них качество жизни заключено в больших и малых достоинствах срединного европейского герцогства. В незамутненном трубным дымом воздухе. В лесных, словно подметенных чьей-то заботливой рукой, не замусоренных тропинках для прогулок. В проложенных повсюду велосипедных дорожках. В образцово содержащихся старинных замках. В городке Ремиш на берегу реки Мозель, где принято кормить дружелюбных лебедей. В ароматных винах и сырах, да и в целом в люксембургской кухне, что следует располагающему к себе многих гурманов принципу «французское качество в немецком количестве».

Так и хочется добавить: а еще – в созерцании узоров на крыльях бабочек. Существ хрупких и душевных. Как и мы с вами.

Светлана ФЕДОТОВА,

управляющий директор
East-West United Bank в Люксембурге

№5(87), 2014

№5(87), 2014
Записи рубрики "На мой взгляд"