Главная > Дневник событий > В фокусе > Европарламент сказал Турции «гюле гюле»

Европарламент сказал Турции «гюле гюле»

3-Turkey-freeze
image_pdfimage_print

Эрдоган подумывает о «повороте» на восток и на север

Резолюция европарламентариев, принятая 24 ноября, отправила в морозильную камеру переговорный процесс о вступлении Турции в Европейский Союз. Обоснование? «Непропорциональная» реакция властей на военный переворот, которым президент Реджеп Тайип Эрдоган и его правящая Партия справедливости и развития воспользовались для «охоты на ведьм», сведения счетов с политическими противниками и проведения полномасштабной чистки всех эшелонов власти, а также за их пределами.

В итоге арестам было подвергнуто 36 тысяч «нелояльных» чиновников, судей, ученых, генералов, главных редакторов и т.д. Еще 110 тысяч потеряли работу или были временно отстранены, видимо, до выяснения степени их благонадежности. Раскол в обществе не пошел на убыль.

Но в краткосрочной перспективе произошла консолидация правящих верхов и кристаллизация твердой исполнительной вертикали власти (см. «Турция: Эрдоган пропалывает электоральное поле», №7-8(112), 2016). Достигнуто это ценой явного пренебрежения нормами демократического управления и правами человека (пример тому – расправа над диссидентствующей прессой и конкретными журналистами).

По этой причине в Европарламенте давно и интенсивно нагнетались анти-эрдогановские настроения. Глава второй крупнейшей фракции (социалисты) Джанни Пителла обвиняла президента Эрдогана в авторитаризме. «Наше политическое послание Турции заключается в том, что права человека, гражданские права, демократия не являются предметом торга, если вы хотите быть частью ЕС», – заявила госпожа Пителла.

А председатель Европейской народной партии Манфред Вебер расставил точки над «i», объявив недавно: «Переговоры о членстве должны быть немедленно прекращены». Что вскоре и произошло, подведя черту под только осложнявшимися отношениями ЕС и Турции с начала «миграционного кризиса». Таким образом, Европарламент сказал Турции «гюле гюле», что значит «до свидания», хотя скорой встречи не предвидится.

Разрыв был ожидаемым. Еще в начале ноября Эрдоган выступил с громким заявлением: Запад не сделал для Турции «ничего хорошего», но зато уже на протяжении 53 лет «заставляет ожидать Турцию у дверей Европейского Союза».

В 1959 году Турция была первой, кто выразил заинтересованность примкнуть к Европейскому Экономическому Сообществу, состоявшему тогда всего из шести стран. В 1963 году Турция получила статус ассоциированного члена ЕЭС. Анкара подала официальную заявку на вступление в ЕС в 1987 году, когда премьер-министром был Тургут Озал, по праву считавшийся энтузиастом идеи единой Европы от ирландских высокогорий до восточных окраин Анатолии. Это оказалось фальстартом: два года спустя Еврокомиссия ответила Турции отказом.
В 1999 году из Брюсселя донеслась радостная весть: «Турция является кандидатом на непременное вступление в Союз на основании таких же критериев, которые действуют в отношении любых других стран-кандидатов». С 2005 года началось скрупулезное рассмотрение законоуложений, правил и регламентов Евросоюза для унификации их турецких аналогов. С этого момент и отсчитывают те 11 лет, в течение которых, по словам Эрдогана, Турция топчется на пороге ЕС.

Обладая изрядной долей лукавства, президент Эрдоган подменил понятия и обвинил Европарламент в том, что он призывает его к сдержанности не в отношении внутренних политических оппонентов, а в отношении внешней угрозы. «Требовать от Турции, которая почти ежедневно сталкивается с терактами, не вести борьбу с террористическими структурами равносильно призыву к сдаче страны на милость террористов. Обращаюсь к Европарламенту. Вы оказываете поддержку террористам», – перешел он в контрнаступление.

Вне зависимости от степени нарушения правительством Эрдогана демократических принципов у себя дома и степени туркофобских предрассудков в Европе в целом, ситуация повторяет своей внешней канвой санкционную политику Евросоюза, взявшегося отдалять себя от России и превращать Россию из еще вчерашнего партнера в завтрашнего врага.

Физический закон – на всякое действие есть противодействие – аукается и в социальном измерении. Никто не сомневается в твердости характера Реджепа Тайипа Эрдогана (см. «Турция: синдром Эрдогана в паре с имперским перенапряжением», №7-8(101), 2015). Мальчик, который торговал булочками и лимонадом не в самых благополучных районах Стамбула (как Сашка Меньшиков), арестовывался как проповедник исламистской идеологии, подвергался давлению и глумлению, и который вот уже с 2002 года находится на политической авансцене, сегодня обладает немалым ресурсом выживаемости. А еще – способностью изменяться самому (частично) и прагматично менять свой курс, что демонстрирует его блиц-замирение с Израилем и особенно с Россией (см. «Путин и Эрдоган штопают порванный диалог», №6(111), 2016).

Учитывая, что наследники Османской империи и руководители такого сложнокомпозитного и динамичного общества и государства, как Турецкая республика, – люди гордые, европейские лидеры явно совершили ошибку, разговаривая с ними, по выражению Эрдогана, «снисходительным тоном».

Припоминается новостной клип с последнего саммита «Большой двадцатки» в Ханчжоу. Сильные мира сего выстроились в три яруса для парадного снимка, а Барак Обама выступает вперед, чтобы получше разглядеть или просто убедиться (мол, глазам не верю!), как на другом конце первого ряда Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган беседуют друг с другом, как ни в чем не бывало, без переводчика.

Разворот Эрдогана не менее выразителен, чем «разворот Примакова» над Атлантикой. Причем маневр, похоже, только начинается. Решение Европарламента повысило ставки в этой геополитической игре. Анкара напряглась. Президент Эрдоган позволил себе жесткий демарш: «Европарламент, знай свое место! Этой страной управляет не Европарламент, а турецкое правительство. Если понадобится, мы продлим режим ЧП. Этот вопрос относится к компетенции правительства и парламента Турции, а не Европарламента».

Более того, накануне приговора Европарламента, может статься, предчувствуя, что к этому идет дело, президент Эрдоган в интервью газете «Хюрриет» сделал красноречивое признание: «Турция должна успокоиться. Не надо говорить: "Европейский Союз любой ценой". Таково мое мнение. Почему бы Турции не примкнуть к Шанхайской пятерке? Я сказал это Путину, Назарбаеву – тем, кто сейчас в Шанхайской пятерке».

В следующем году в Турции может пройти референдум о потенциальном членстве в Евросоюзе – и с учетом растущего разочарования, в том числе и в среде прозападной городской интеллигенции, не исключено, что этот вопрос может быть положен под сукно или в долгий ящик. До лучших времен.

Можно ли допустить вхождение Турции в каком-либо качестве в состав ШОС? Можно. Как и санкции Евросоюза, что помогли России осознать преимущества своей евразийской природы и начать разворачиваться (процесс медленный – как обычно, мы запрягаем неспешно) в сторону наиболее динамичных экономик мира, так и «снисходительное» и «наставительное» третирование Турции западными державами заставит, по крайней мере, ее нынешних, не самых удобных для откровенного диалога, правителей рассмотреть сценарий вхождения в альтернативные интеграционные объединения.

Слова Эрдогана о ШОС могут быть легковесными и не быть воспринятыми как руководство к действию. Но они все же были произнесены. Это еще не «самореализумое пророчество», но зарубка в памяти. И кто знает, каким будет ШОС лет через пять, каков будет его «списочный состав», учитывая, что мы живем в условиях ускоряющейся и спрессованной истории…

Кстати

Пройдет много лет, а может, и десятилетий, прежде чем Европейский Парламент перестанет быть отстойником и богадельней для списанных за ненадобностью или по причине профнепригодности политиков, и превратится во вменяемое собрание грамотных управленцев, не оторванных от жизни, от избирателей и чувства ответственности. И тогда кто-нибудь из здравомыслящих, припомнив резолюцию от 24 ноября 2016 года, обязательно задастся вопросом: кто потерял Турцию?

Владимир МИХЕЕВ

№11(115), 2016