Главная > Дневник событий > Нововведения > ЕС: граница – на замке?

ЕС: граница – на замке?

aaa
image_pdfimage_print

Через год после небывалого нашествия беженцев и мигрантов в Старый Свет на его южной сухопутной границе появились первые подразделения нового силового ведомства – Европейского пограничного корпуса. Он представляет собой реформированное агентство «Фронтекс», не справлявшееся с задачей эффективной охраны территории «двадцати восьми» от незваных гостей (см. «Фронтекс», дубль-2», №7-8(112), 2016). Первые подразделения корпуса в начале октября разместили на болгарско-турецкой границе – у главных «ворот», которыми вовсю пользовались иностранные искатели счастья. Новорождённая структура призвана решать и ещё одну, причём не менее важную, проблему: демонстрировать внешнему миру сплочённость и единство усилий стран ЕС в борьбе с нелегальной иммиграцией.

Европейскому пограничному корпусу поручено осуществлять постоянный контроль над внешними границами. В нём будут служить на постоянной основе около тысячи человек – вдвое больше, чем насчитывал «Фронтекс», но при этом в случае необходимости можно будет задействовать полторы тысячи резервистов из государств, входящих в ЕС, а также требуемые технические средства. В отличие от своего предшественника, новое охранное агентство наделено правом самостоятельно приобретать всё необходимое, не дожидаясь положительного ответа на свои просьбы, обращённые к столицам стран Евросоюза. Основные финансовые тяготы решили взять на себя Германия, Франция, Италия и Испания, свой вклад внесут входящие в Шенгенскую зону (но не в ЕС) Норвегия, Исландия и Швейцария.

Новшеством является не только то, что пограничники будут носить униформу своей страны, но и наличие офицеров по связям с коллегами из государств за пределами ЕС, а также возможное проведение с ними совместных операций. На европейских пограничников возлагается и содействие репатриации нелегальных иммигрантов на их историческую родину.

При разработке проекта этого ведомства предусматривалась возможность задействования общеевропейских пограничников в той или иной стране Союза, оказавшейся в кризисной ситуации из-за массового притока мигрантов. Соответствующее решение должна была бы принимать по своему усмотрению Европейская Комиссия. Однако правительства ряда государств сочли это потенциальным покушением на суверенитет и воспротивились таким полномочиям Брюсселя. Дабы обойти деликатную проблему, согласились на том, что решение об интервенции надлежит принимать Европейскому Совету квалифицированным большинством голосов. А в случае отказа властей нуждающейся в помощи страны, её соседи уполномочены восстановить контроль на своих границах – внутри шенгенского пространства.

А пока что на торжественной церемонии у болгарско-турецкой границы премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что более эффективный контроль на внешних границах «поможет нам вернуться к действию Шенгенских соглашений». Он имел в виду, что власти некоторых из 26 стран, образующих эту зону, возобновят свободный доступ из соседних государств, временно прекращённый из-за массового наплыва мигрантов.

Андрей СМИРНОВ

Кстати

Распределение беженцев по странам Евросоюза в соответствии с квотами явно буксует. С начала года до конца сентября этот своеобразный план Брюсселя был выполнен лишь на 3,5%, свидетельствует официальная статистика.
Правда, процесс ускорился минувшим летом, но удалось разместить лишь 5651 человека, прибывших на многострадальные берега Италии и Греции. Цифра смешная по сравнению с намеченной – 160 тысяч в течение двух лет! Тем не менее, член Европейской Комиссии Димитрис Аврамопулос, отвечающий за миграционную политику ЕС, счёл необходимым поздравить власти стран, и в первую очередь, Бельгию и Германию, распахнувших двери перед этими счастливчиками из притока «понаехваших». Так что грекам и итальянцам придётся терпеть нашествие и дальше. Ведь, как заявил недавно глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, «солидарность навязать невозможно». Особенно это относится, уточним, к сопротивляющимся правительствам государств Центральной и Восточной Европы. Так, на период до конца сентября Словакия, председательствующая в этом полугодии в ЕС, приняла у себя троих (!) беженцев, а Австрия, Венгрия и Польша – ни одного. И даже Германия, активнее других ратующая за квотное распределение, приютила всего 215 человек.
Между тем, с 1 января по 30 сентября текущего года число прибывающих на юг Европы по Средиземному морю людей сократилось по сравнению с 2015 годом на 40%, утверждает Международная организация по проблемам мигрантов. Это объясняется закрытием весной сухопутных границ ЕС. Однако при этом количество гибнущих в море возросло почти на 20%.

№9(113), 2016