Главная > Дневник событий > Иммиграция > «Фронтекс», дубль-2

«Фронтекс», дубль-2

5
image_pdfimage_print

Сентябрь 2016 года должен стать отправной точкой в создании нового общеевропейского ведомства, нацеленного на обеспечение собственной береговой и пограничной охраны территории ЕС. Оно заменит основанное в 2004 году и проявившее себя крайне неэффективным в попытках обуздать наплыв мигрантов Агентство Европейского Союза по охране внешних границ – «Фронтекс».

Необходимость создания оперативного и всеобъемлющего инструмента для борьбы с потоками нелегальных переселенцев с юга очевидна. Брюссель решил перейти к более надёжному контролю над границами Союза, а значит, и обеспечения внутренней безопасности после серии громких терактов в ряде государств. Европейский Парламент поддержал этот план, как и власти стран-членов ЕС.

Однако речь идёт, скорее, о глубоком структурном преобразовании всё того же «Фронтекса», расширении его полномочий и совершенствовании функций. В новом ведомстве будут задействованы около тысячи сотрудников – вдвое больше, чем в этом агентстве. Значительная часть специалистов будет сконцентрирована в едином центре, чтобы заниматься мониторингом происходящего на внешних границах «двадцати восьми». Они же будут собирать и анализировать информацию о внутренних вызовах, с которыми в последнее время сталкиваются эти страны из-за наличия большого количества беженцев и мигрантов. Новой организации планируется придать многонациональный отряд численностью 1500 человек для быстрого реагирования на границах в случае необходимости. Предусматривается координация действий пограничников с Европейским агентством по рыболовству и Европейским агентством по безопасности на морях для более эффективного отслеживания рисков.

Согласно плану, в случае неспособности того или иного государства самостоятельно противостоять миграционному кризису и возникновения угрозы всему шенгенскому пространству, Европейский Совет по предложению Еврокомиссии сможет принять решение о срочном вмешательстве будущей структуры. А если эта страна выступит против навязывания помощи, то её партнёры по интеграционному объединению получат право временно восстановить контроль над собственными границами.

Для более-менее равномерного распределения нелегальных иммигрантов по территории Евросоюза предусмотрено создать единый центр, деятельность которого также будут обеспечивать эксперты нового ведомства. Во взаимодействии с местными властями они должны осуществлять надзор за такими мигрантами, а также обеспечивать стандартным европейским документом тех из них, кто пожелает или будет вынужден возвратиться на родину.

Новая структура, на которую Европейская Комиссия возлагает большие надежды, начнёт действовать в полную силу лишь через несколько лет. Однако время не ждёт: недавнее кардинальное изменение позиции Анкары, с которой Брюссель заключил соглашение о удерживании беженцев на турецкой территории, вынуждает власти ЕС предпринимать лихорадочные усилия для создания «Фронтекса» в новом обличье. Подстегивает и растущее число жертв среди мигрантов: за первые семь месяцев этого года в Средиземном море погибли 3120 человек – почти столько же, сколько за весь 2015 год.

Сергей ИЛЬИН

Кстати

Скандинавские страны, до недавних пор славившиеся гостеприимством по отношению к переселенцам, радикально пересматривают свою миграционную политику.
Как отмечал наш журнал (см. «Дания: милосердие против ксенофобии», №3(108), 2016), датские власти пошли даже на такой шаг, как наказание сердобольных подданных королевства, которые оказывают хотя бы символическую помощь нелегалам. В результате оштрафованы уже более 300 датчан. Правительство урезало права получивших убежище, сократило материальную помощь и продлило период времени, необходимый для воссоединения их семей. И всё это происходит в стране, первой в мире ратифицировавшей ещё в 1951 году международную Конвенцию о беженцах!
Массовый наплыв мигрантов в 2015 году побудил даже власти «богатой» Швеции отказаться от традиционной щедрости в отношении «понаехавших». Шутка ли: только в 2015 году таковых прибыло не менее 163 тысяч. В результате Стокгольм постановил: в течение ближайших трёх лет беженцам будет выдаваться только временный вид на жительство, а воссоединяться смогут семьи лишь тех переселенцев, которые имеют достаточные постоянные заработки.
От соседей не отстают власти Норвегии. Основные усилия её консервативное правительство направляет на «разубеждение» мигрантов, всеми силами пытающихся остаться в этом северном королевстве (см. «Норвегия: и кнутом, и пряником», №6(111), 2016). Осло предпочитает тратить немало средств на выплату субсидий добровольно отъезжающим и на соответствующую рекламную кампанию.

№7-8(112), 2016