Глас несогласных

glas-nesoglasn
image_pdfimage_print

Степень разочарования и тревоги попридавленных аскетизмом стран еврозоны наглядно проявляется в комментариях ведущих газеты и журналов что заслуживает беглого, но географически широкого обзора.

 

Итальянская «Соле-24 оре» (газета либеральных взглядов): «То обстоятельство, что такие крепкие демократии и крупные экономики, как Германия и Франция, замедляют темпы роста, показывает, что даже если все страны выполнят то, что должны, еще не факт, что ситуация нормализуется… Хотя без этого не обойтись: вначале каждая страна должна будет навести порядок в собственном доме».

Французская «Либерасьон» (газета левого толка): «Заведомо было очевидно, что одновременное снижение доходов в большинстве стран ЕС понизит в целом спрос и затормозит экономический рост. Сегодня тех, кто несет ответственность за это, предупреждают об угрозе дефляции, о вхождении в порочный круг низких цен, низкого спроса и ужимающегося производства, а также о риске затягивания кризиса на долгие годы… Есть только один способ вырваться из тисков этой циничной трагикомедии: радикальная смена европейской экономической политики».

Австрийская «Прессе» (голос в защиту Меркель и политики затягивания поясов): Париж неправ, требуя от Берлина увеличить финансовые инъекции в свою экономику в обмен на сокращение расходных статей французского бюджета. Именно нежелание увеличивать свой долг стало источником «экономического бума» в Германии, который на протяжении долгого времени служил мотором еврозоны… Даже немецкие социал-демократы не могли бы выдвинуть более странную идею, чем вкачать 50 миллиардов евро в экономику. Это полный отрыв от реальности».

Итальянская «Соле-24 оре»: «Смена курса ничем не гарантирована, особенно на фоне «разлада между «Европейской народной партией» и социал-демократами, двумя ведущими партиями (в Европарламенте)… одни выступают за политику реформ и модернизацию, а другие ратуют за широкомасштабную инвестиционную программу, которая способна обеспечить экономический рост и полную занятость… что отражает расхождение во взглядах между Францией и Германией».

Британский блог EUROPP: эксперт из Лондонской школы экономики Роберт Ханке убежден, что государственные инвестиции можно аккумулировать «через новые суверенные облигации», поскольку большая часть стран еврозоны может брать кредиты под весьма низкие проценты; эта тактика окупится через стимулирование экономического роста; не страшно, если повысится инфляция, которая сегодня и без того ниже нейтрального порога в 2%; зато повысится покупательная способность малообеспеченных семей, которые всегда тратят больше, чем зажиточная прослойка.

Швейцарская «Тагес-Анцайгер»: Американский профессор истории Гарольд Джеймс пишет, что «центральные банки стали напоминать средневековые философские факультеты, где велись дискуссии о контексте принятия тех или иных политических решений, но только не о самих решениях». Это опасно, поскольку банки не могут быть, по определению, теми, кто «владеет истиной в последней инстанции»; их поведение есть следствие «технократических решений, а не демократического выбора», а потому они «способны вызвать народное негодование».

Испанская «Вангардиа»: «Это напоминает ситуацию, когда собака сама себя кусает за хвост. У Германии – самая экспортно-ориентированная экономика. Но она не сможет развиваться, если ни у кого не будет экономического роста. А вокруг – это страны Европейского Союз, но также и Россия, и они не будут демонстрировать рост, если такового не наблюдается в Германии».

Итальянская католическая газета «Аввенире»: «Еврозона может погрузиться в пучину, как «Титаник»… Лучше ситуация в Испании, если верить статистике, но в действительности ее внешний долг вырос в три раза, экономический рост составляет всего один процент ВВП, а бюджетный дефицит увеличился до 6,8% по сравнению с 2013 годом. В следующем году ее внешний долг, по прогнозам, превысит 100% от ВВП».

Австрийская «Винер цайтунг»: в связи с тем, что МВФ предупреждает о надвигающемся новом кризисе, необходимо помнить – «Европа хронически недоинвестирует в инфраструктуру; например, Германии понадобится вложить более 6 миллиардов евро в высоковольтные линии передач до 2020 года, чтобы избежать перебоев с электричеством.

Португальская «Диариу де нотисиаш»: «Пора сделать то, что сделал Маттео Ренци (премьер-министр Италии), а именно, напомнить госпоже Меркель, что в прошлом и Германия нарушала обязательства «Пакта о стабильности и росте», как это случилось в 2002 и 2003 годах».

Греческая газета «Вима»: «Европейские лидеры целиком и полностью запуганы Берлином и утратили последние следы достоинства».

Мальтийская газета «Индепендент»: «Пребывающие в скорби страны, особенно Италия, Испания и Греция, к которым ныне присоединилась Франция, устали от диктата клики Меркель и настаивают на гибкой политике в области финансов при проведении структурных реформ в экономике. В противном случае они не смогут избежать ловушки дефляции, ведущей к дефолту и коллапсу. В этих странах в течение нескольких следующих лет пройдут выборы… и электорат, подраненный и оскорбленный режимом жесткой экономии, не имея никаких шансов на реабилитацию, вполне может сделать тот же выбор, который сделали немецкие избиратели… в 1933 году».

* * *

Отталкиваясь от разбуженного мальтийским автором призрака пост-веймарской Германии, в ускоренном темпе переродившейся в Третий рейх, нельзя не обратить внимания на то, что в период реализации монетаристских догм произошло резкое поправение электората. Во Франции отмечено беспрецедентное разочарование в мейнстримовских партиях. На их фоне Национальный фронт во главе с Мариной Ле Пен (см. «Папина дочка», №2(52), 2011) все увереннее выглядит как партия здравого смысла, защиты верно понятых национальных интересов и разумной альтернативы. В Греции набирает очки СИРИЗА, чьи реформаторские лозунги (см. «Сюрпризы от СИРИЗЫ», №5(87), 2014) смотрятся вполне умеренными по духу в сравнении с ультранационалистической группировкой «Золотая заря».

Наконец, в самой срединной из срединных держав старого континента созданная всего два года назад партия евроскептиков, называющая себя «Поддержите альтернативу для Германии», на последних общенациональных выборах неожиданно набрала 8% голосов…

Если перефразировать один из афоризмом американской политмифологии, нельзя все время выдавливать соки из всех, особенно из огромных масс простых и законопослушных европейских налогоплательщиков. Действие породит противодействие. Упоминавшийся выше Гарольд Мейерсон на страницах «Вашингтон пост» вынес приговор: «Меркель превратилась в Клемансо в его последние годы правления, потому что навязывает своего рода нео-Версальский договор, который ослабляет мейнстримовские демократические партии и проводимую ими политику, и создает атмосферу, заставляющую искать козлов отпущения и становиться фанатиками. Это будет своеобразным наследием, которое оставит после себя канцлер Германии».

…Справедливости ради нужно заметить: первые признаки готовности Берлина услышать несогласных появились. Бундесканцлерин в октябре заявила, что допускает «больше гибкости» в финансовой политике, но только «если остальные возьмут на себя свою долю ответственности». Что кроется за этим еще вчера крамольным допущением корректировки курса на аскетизм, пока непонятно. Но, скорее всего, коль скоро лагерь нео-реформаторов начинает постепенно оформляться, это усилит давление на монетаристских догматиков в Берлине и Брюсселе, которые обслуживали, по сути, местную и международную финансовую олигархию.

Владимир МИХЕЕВ

№11(93), 2014