Польша: отрыжка демократии


Политические силы, не принадлежащие к европейскому политкорректному преобладающему течению, продолжают занимать всё новые территории. Неопытные прогнозисты ожидали, что это случится на декабрьских областных выборах во Франции, где первой партией оказался Национальный фронт во главе с Мариной Ле Пен, но из-за особенностей местной избирательной системы она не смогла завоевать ни одну из недавно укрупненных областей (см. «Франция: могут, если захотят!» №11(104), 2015).

Зато в Польше возврат к власти правых националистов вывел эту постоянно турбулентную страну в число тех участников ЕС, события в которых не вписываются в брюссельское представление о правильном и неправильном (см. «Назад, к демократии?» №2(96), 2015 и  «Радикальные движения: правая-левая где сторона?» №2(96), 2015). До сих пор такие претензии на правительственном уровне выдвигались только к Греции, где правят крайне левые, и к Венгрии, управляемой антилиберальными националистами.

В течение 2015 года в Польше в результате сначала президентских, а потом и парламентских выборов националистическая партия Право и справедливость вернула себе всю полноту власти после 8 лет в оппозиции. (см.  «Польша вступает в полосу политической турбулентности», №6(100), 2015 и Польша: «Порулили и хватит», №10(103), 2015). Это обернулось ростом политической напряженности, которая вызвана как решениями новых властей, соответствующих их представлениям, так и встречными акциями либеральной части общества.

В стране, причем, не только в столице, начались манифестации, предпринимаются попытки запрета спектаклей, давления на ныне оппозиционную прессу. Против рупора либералов «Газеты выборчей» был даже проведен ритуал экзорцизма, а экзальтированная толпа, собравшаяся у здания редакции, требовала от властей отказаться от подписки на это издание и от размещения на его страницах рекламы компаний с госучастием.

Однако кульминацией противостояния стала тяжба вокруг назначения членов Конституционного суда. Новый президент Анджей Дуда не стал утверждать нескольких из них, отобранных незадолго до выборов прежней властью, а утвердил новых, выдвинутых от националистов. В результате сложилась ситуация, при которой число членов этого важнейшего государственного института превышает положенное. Кто-то признает одних, кто-то других, разные органы власти принимают взаимоисключающие решения, тысячи манифестантов выходят на улицы, поддерживая своих кумиров. Оппозиция заговорила даже о ползучем государственном перевороте.

Конституционный суд является независимым органом, призванным осуществлять надзор над конституционностью принимаемых законов. Он имеет право аннулировать законы, которые, по его мнению, противоречат конституции. В него входят 15 судей, избираемых парламентом сроком на 9 лет.

Эта возня скрывает принципиальные расхождения между двумя основными на данный момент политическими силами Польши: управлявшими ею 8 лет либералами, проигравшими парламентские выборы в октябре 2015 года, и националистами. Их основное отличие – оценка места страны в системе западных объединений, прежде всего, в ЕС.

Сам факт участия Польши в НАТО и ЕС под сомнение нынешняя власть не ставит. Однако она считает, что Варшаве не следует автоматически принимать все спускаемые из Брюсселя решения, она может и должна ставить на первое место свои интересы, в том виде, как она их понимает.

Первой проблемой, на которой ЕС споткнулся в отношениях с новыми польскими властями, – проблема приема ближневосточных беженцев, или нелегальных иммигрантов: кому как нравится их называть. Правительство высказалось против их распределения между «двадцатью восемью» по квотам и вообще не захотело открывать им польские двери. Символическим стало решение о том, что теперь за спиной высших должностных лиц будет только красно-белый государственный флаг, а синий с желтыми звездами флаг ЕС уберут.

Появление в ЕС еще одной страны, которая открыто выбивается из строя, подтверждает усиление в Европе спроса на политические альтернативы. Все больше жителей европейских стран приходят к выводу, что генеральная линия, которая проводилась в этом объединении на протяжении последних трех с лишним десятилетий, исчерпала свой ресурс.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ