Главная > Дневник событий > Политика > Франция: могут, если захотят!

Франция: могут, если захотят!

France_
image_pdfimage_print

Избиратели преградили ультраправым путь к победе

Французские избиратели продемонстрировали завидную способность мобилизоваться перед лицом угрозы свободе и демократии, которую представляют в Пятой республике ультраправые силы. Второй тур голосования на региональных выборах, состоявшийся 13 декабря, стал холодным душем для Национального фронта и его вождя Марины Ле Пен. Всего неделей раньше, в первом туре, ультраправые одержали победу в шести областях страны, выступая под привлекательными для многих обывателей лозунгами анти-иммигрантской и анти-интеграционной политики.

Однако во втором туре электорат проявил активность, увеличив число голосовавших по сравнению с первым туром на 10%, и обеспечив явку к урнам более чем на 59%. Прежде разница в 8% в активности между двумя турами была продемонстрирована в 2002 году, во время президентских выборов, когда удалось преградить путь к власти тогдашнему лидеру Национального фронта Жану-Мари Ле Пен и избрать главой государства голлиста Жака Ширака.

Важную роль для нынешних результатов выборов сыграл и так называемый республиканский фронт – тактическое объединение левых, центристов и правых, напуганных растущей популярностью крайне правых. Премьер-министр, социалист Мануэль Вальс накануне выборов призвал голосовать в нескольких регионах страны за кандидатов консервативных сил – своих непосредственных противников. Такое случилось в политической жизни Франции впервые.

Как и 13 лет назад, сторонники демократии отделались испугом, однако эта кампания продемонстрировала, что двухпартийная система во Франции больше не работает, и мощной оппозицией становится третья сила – сторонники Марины Ле Пен. Кандидатов Национального фронта поддержали 6,8 миллиона избирателей – 27,4%, и с этим придётся теперь считаться. Тем более, что левые силы (правящая соцпартия, «зелёные» и радикальные левые) собрали 29,2%, а правоцентристы во главе с бывшим президентом Николя Саркози – 40,7%. Однако, в двух областях, чтобы не допустить победу ультраправых, социалисты сняли своих кандидатов и голосовали за «республиканцев» – сторонников Н.Саркози.

В ходе кампании многие аналитики предрекали более серьёзное поражение социалистической партии, но после кровавой вылазки террористов в Париже 13 ноября крайне низкий уровень популярности президента Франции Франсуа Олланда поднялся на 22 пункта.

Важность состоявшихся выборов очевидна: они продемонстрировали новый расклад политических сил перед предстоящим во Франции в 2017 году избранием нового президента. Нетрудно предвидеть, что, если М. Ле Пен выйдет во второй тур голосования, ей может вполне удастся то, чего не сумел добиться ее отец в 2002 году.

Андрей СМИРНОВ
№11(104), 2015