Евросоюз займётся реформами


Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер может войти в историю как великий реформатор такого гигантского и неуклюжего объединения, как Евросоюз. При условии, что предлагаемые им смелые и глубокие изменения будут не только одобрены, но их ещё и удастся воплотить в жизнь. А эти задачи – не из лёгких.

Похоже, что к решительному шагу главу исполнительного органа ЕС подтолкнули судьбоносные геополитические события 2016 года: «Брекзит», избрание Дональда Трампа президентом США, подъём националистических и правопопулистских сил в Европе. Всё это поставило под сомнение и пошатнуло европейские ценности, главная из которых – демократия. Не случайно Юнкер назвал минувший год ужасным, прибегнув к латинскому выражению annus horribilis.

А вот теперь, по его мнению, худшее для Евросоюза осталось позади и открылось широкое окно возможностей, которым необходимо немедленно и максимально воспользоваться. Не теряя времени, он выступил в сентябре в Европейском парламенте с проектом разработанных Комиссией реформ. Этот план, как поясняет глава исполнительного органа союза, представляет собой «дорожную карту» на пути «к более сильной, более справедливой и единой Европе».

Документ предусматривает два этапа «нового старта» ЕС, состоящих из 10 приоритетов и двух временных горизонтов, в период которых должен проводиться ряд важных реформ. Первый этап охватывает ближайшие 16 месяцев – до конца 2018 года, второй – до 2025-го. При этом, по словам Юнкера, 2017-й и 2018-й годы могут стать «временем надежды и обновления Европы».

Важнейшее нововведение, которое предусматривает этот план, – реформа валютно-экономического союза. Еврокомиссия предлагает превратить Европейский механизм стабильности в реальный Европейский валютный фонд, создать бюджет зоны евро и развивать эмиссию евробондов, «даже без взаимозависимости долгов отдельных стран». В отношении банковского союза говорится о необходимости задействовать Европейскую систему страховании я вкладов. Но что ещё важнее – к 2025 году, по замыслу Ж.-К.Юнкера, необходимо учредить должность министра экономики и финансов ЕС, о чём в этом объединении давно идут нескончаемые споры. Судя по всему, выход Великобритании из ЕС облегчит решение этой задачи.

Ещё одна новация касается внешней торговли. Уже сейчас анализируются предложения по принятию мер, благоприятствующих развитию торговых связей союза с Австралией и Новой Зеландией. Одновременно уточняется система надзора над иностранными инвестициями, цель которой – защита европейского рынка, в первую очередь – от китайской экспансии. Брюссель подумывает о создании защитного механизма, однако последнее слово будет принадлежать правительствам отдельных стран.

Глава Еврокомиссии настаивает также на оперативном переформатировании Европейского фонда стратегических инвестиций с целью облегчить использование структурных фондов. По мысли Ж.-К.Юнкера, этой цели необходимо достичь уже к концу 2018 года. При этом он заявляет, что исполнительный орган будет и впредь гибко подходить к мониторингу бюджетов государств-членов союза, что предусмотрено в 2015 году Пактом стабильности и развития.

Значительное внимание в «дорожной карте» уделено кибер-безопасности ЕС. По настоянию Эстонии, председательствующей в Брюсселе в этом полугодии, разрабатывается пакет «конкретных защитных мер» на случай хакерских атак против любого из государств объединения. Ещё один пакет предназначен для обеспечения «свободной циркуляции данных», который направлен, среди прочего, на создание единого цифрового рынка в Европе.

В разделе, посвящённом энергетике, в частности, нашли отражение переговоры с Россией о проекте газопровода «Северный поток-2», который должен значительно расширить поставки российского природного газа непосредственно в Германию. Еврокомиссия, серьёзно озабоченная проблемами экологии, не возражает (пока?) против нового экспортного маршрута для самого чистого ископаемого энергоносителя.

Значительное место в проекте реформ занимает проблема борьбы с уклонением от уплаты налогов. Брюссель ратует за немедленное принятие предложения задействовать общую электронную базу ЕС по налогообложению компаний и предприятий, чтобы привести к одному знаменателю нормы, действующие в разных странах союза. В связи с этим упоминается налогообложение доходов транснациональных корпораций, получаемых из цифровой экономики (так называемый налог Web Tax). Ж.-К.Юнкер предлагает также ввести единый НДС в масштабах интеграционного объединения. Кроме того, обещано представить новую стратегию в области промышленной, направленную на развитие цифровых технологий.

Глава Еврокомиссии поддержал идею министра юстиции Италии Андреа Орландо о расширении полномочий европейской прокуратуры для более эффективной борьбы с угрозой терроризма. Сейчас они ограниченный противодействием мошенничеству. Однако такая «супер-прокуратура» может быть создана лишь к 2025 году.

В число приоритетов вошло реформирование права на убежище, предусматривающее, в частности, некоторые конкретные меры, и одновременно содействовать легальной иммиграции. По предусматриваемым новым правилам, все государства союза должны проявлять больше солидарности в размещении и обустройстве беженцев (чему активно противятся Польша и другие страны Восточной Европы). Могут измениться и шенгенские правила, что позволит Румынии и Болгарии вступить в эту зону свободного перемещения.

Ещё одно досье, подлежащее значительным изменениям – общеевропейская политика обороны (см. «Евросоюз: быть ли собственному «военному зонтику»?», №6-8 (121), 2017). Ожидается, в частности, скорое принятие программы развития оборонной промышленности ЕС.

Дорожная карта» Ж.-К.Юнкера завершается главой о совершенствовании демократии и придании большей прозрачности принимаемых властями решений.

Игорь ЧЕРНЫШОВ