Главная > Дневник событий > Иммиграция > Брюссель изворачивается

Брюссель изворачивается

6
image_pdfimage_print

В ЕС никогда публично не признают правоту Орбана

Искусство интерпретировать решения судебных инстанций – особое искусство. Во многих случаях вердикты – паллиативные, обставленные многими условиями и оговорками, сформулированные с использованием туманных фраз и терминов, о которых еще нужно договариваться, – оставляют простор для толкования.

Примерна такая ситуация возникла вокруг постановления Европейского суда справедливости (ЕСС) по поводу упрямого диссидентства Венгрии и Словакии, отвергающих право исполнительного органа сообщества – Европейской Комиссии – обязывать государства-члены принимать у себя беженцев из проблемных стран.

Формально суд отверг правомочность иска Будапешта и Братиславы. Люди в судейских мантиях подтвердили полномочия Еврокомиссии, причем не дожидаясь стратегических установок со стороны Европейского Совета (высшей властной инстанции в ЕС, состоящий из глав государств и правительств) – принимать законодательные меры в рамках единой иммиграционной политики.

Это не первое поражение правящей в Венгрии партии Венгерский гражданский союз (ФИДЕС) в противостоянии с политикой «открытых дверей» в духе толерантности Евросоюза, хотя ныне и корректируемой под давлением обстоятельств. В прошлом году всесильному, как может показаться, лидеру партии и премьер-министру, считающемуся enfant terrible в Европе (см. «Виктор Орбан Праворульный», №1(51), 2011) не удалось провести через парламент закон против европейских квот на приём мигрантов. Он и его партия не собрали необходимые две трети голосов (см. «Венгрия: новая неудача Орбана», №11(115), 2016).

Сегодня В.Орбан демонстрирует снова и гибкость, и упрямство, что иногда служит синонимом принципиальности. «Венгрия – страна Европейского Союза, и поэтому мы должны уважать его договорные основы, и решение суда должно быть принято», – заявил по следам известия об отвергнутом иске контр-реформатор от новой консервативной волны Орбан (см. «Венгрия как бастион старой Европы», №11(115), 2016). Правда, затем он добавил: «Но это еще не повод изменить иммиграционную политику (Венгрии), которая не одобряет мигрантов».

А вторая его «говорящая голова», официальный представитель премьера Золтан Ковач, присовокупил: «Мы считаем, что дело не закрыто. По сути, во многих отношениях юридическая и политическая борьба, или дискуссия, только начинается». Как напомнил Ковач, внутри Евросоюза по-прежнему разрабатывается схема обязательного – то есть принудительного – распределения беженцев по всем странам. Для Венгрии, подчеркнул Ковач, это неприемлемо.

В таком безапелляционном «нет» нет ничего удивительного. Что бы ни говорили публично чиновники и дипломаты на службе Евросоюза, в кулуарах, в приватных беседах, в разговорах off the record с журналистами некоторые из них честно признают: дебаты о содержании и формах иммиграционной политики союза уже подвергаются ревизии в полном соответствии с требованиями Венгрии.

Информированное издание «Политико» белым по черному пишет, что «никто в Брюсселе этого вслух не скажет, но Виктор Орбан побеждает в дебатах по проблеме мигрантов» (“No one in Brussels wants to say it out loud, but Viktor Orban is winning the migration debate”). Подкрепляется это стыдливое признание следующими непреложными фактами.

Во-первых, в недавней отчетно-программной речи о состоянии дел в Евросоюзе председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заверил граждан семьи единой, что «сегодня мы более эффективно защищаем внешние границы Европы». Этот пассаж словно вынут из уст Виктора Орбана, который давно предлагал сделать акцент на «недопущении» мигрантов вместо их «абсорбции».

Во-вторых, глава Еврокомиссии (см. «Жан-Клод Юнкер: сфинкс, ждущий разгадки», №10(80), 2013) позаимствовал и другую идею Орбана: фильтровать потенциальных иммигрантов в странах их происхождения, а тех, кто нелегально проник на территорию ЕС, высылать обратно.

Неудивительно, что ультраконсервативные партии в странах Старого Света испытывают чувство злорадства: мол, а мы что вам говорили?

Неудивительно и то, что Евросоюз закрыл глаза на действия Италии, которая переложила ответственность за поток нелегальных мигрантов из Ливии на местные органы власти (хотя какая может быть власть в лоскутной полуразрушенной стране, погрязшей в междоусобице, взаимной ненависти и хаосе?), а затем прижала местные НКО, обвинив их в сговоре с контрабандистами живым товаром, наживающимися на переправке североафриканских арабов к итальянским берегам.

Недавно французский президент Эмманюэль Макрон (см. «Франция: макро-головные боли Макрона», №4-5(120), 2017) на парижском саммите предложил открыть миграционные центры в Нигере и Чаде. Вряд ли он готов признать, что первым идею целесообразности заняться миграционными потокам у их истоков, в частности, в Африке, высказал Виктор Орбан. Наравне с предложением усилить контроль по внешнему периметру границ ЕС и разобраться с неправительственными организациями (НПО), делающими деньги на страданиях беженцев.

В Брюсселе нет-нет, да и выскочит чертом из табакерки неудобная правда. Как выразился не названный, но высокопоставленный чиновник ЕС, процитированный «Политико», «никто в этом городе не признается, но это так – идеи Орбана начинают превалировать» (“Nobody will admit it in this town, but yes, Orban's narrative is prevailing”).

Когда в декабре 2016 года впервые стали на официальном уровне обсуждать идею открытия миграционных центров в Африке, венгерский «сильный человек» не преминул съязвить: «Ранее это предложение считали исходящим чуть ли не от самого Дьявола». А затем в понятно торжествующем ключе добавил: «Наша позиция постепенно становится позицией большинства».

В Будапеште ссылаются на то, что свободный допуск в Евросоюз иноконфессиональных мигрантов из стран, пострадавших от гражданской войны, религиозных распрей, межплеменной розни или экономической разрухи, был предоставлен как «временная мера». Как ответ на чрезвычайную ситуацию. Венгрия также настаивает на том, что последнее слово должно остаться не за техническим правительством в виде Европейской Комиссии, а за Европейским Советом, где у Венгрии всегда есть козырь в рукаве – право вето.

По всем названным причинам юридические баталии вокруг щекотливой и болезнетворной темы незаконной миграции не завершились. Вердикт Европейского суда справедливости – не точка, а лишь многоточие.

Владимир МИХЕЕВ

№9(122), 2017