Главная > Дневник событий > В фокусе > ЕС: возраст зрелости или дряхления?

ЕС: возраст зрелости или дряхления?

1
image_pdfimage_print

Если бы отцы-основатели единой Европы восстали из пепла, они были бы потрясены, узнав, с какими чудовищными проблемами сталкивается их детище в канун своего 60-летия. Международный терроризм, миграционный кризис, финансово-экономические потрясения сегодня ставят под угрозу многие впечатляющие завоевания, достигнутые благодаря интеграционному порыву и прорывам после подписания Римского договора 25 марта 1957 года. Мудрость и опыт выдающихся европейцев – Шумана, Монне, Спинелли, Делора – наверняка пригодился бы сегодня попыткам найти путь к преодолению трудностей и в выборе новых направлений развития «большой Европы».

Стратеги объединённого, а значит, мирного континента наверняка указали бы коллегам на вопиющие ошибки, допущенные нынешним поколением политиков. Это касается, прежде всего, особенностей валютного союза и введения евро, вопросов безопасности, создания Шенгенской зоны, форсированного приёма многих «недозревших» стран в свои ряды… В результате единство ЕС, наследника Европейского Экономического Сообщества, затрещало по швам и оказалось под угрозой.

Серьёзнейшие вызовы, которые стоят сейчас перед Евросоюзом, обостряются по мере явного ослабления поддержки широкой общественностью политического курса Брюсселя, что убедительно продемонстрировал «Брекзит». Всё более очевидно партнёры по ЕС движутся к общим целям на разной скорости, всё чётче просматривается граница между южными и северными странами континента в результате неизбывного долгового кризиса. Раскол углубляется и по линии Восток-Запад, что вызвано нежеланием ряда восточноевропейских стран принимать у себя иммигрантов-мусульман по предписанию квотной политики Европейской Комиссии. Но даже в государствах-основателях ЕЭС – во Франции и Нидерландах – евроскептики начинают играть заметную роль и угрожают прийти к власти уже в славный год 60-летия.

Сначала «Брекзит», а потом и победа республиканца Дональда Трампа на президентских выборах в США застали врасплох не только брюссельских стратегов, но и глав национальных правительств «двадцати восьми» (см. «Трамп застал Европу со спущенными штанами», №11(115), 2016). Им придётся срочно пересматривать многие параметры внешней политики и быть готовыми к непредсказуемому поведению «вашингтонского обкома». Впрочем, в выигрышном положении может оказаться Лондон, решивший окончательно заменить курс на обюрокраченную континентальную Европу дрейфом в сторону заокеанского старшего брата.

В «вечном городе», где тогдашние лидеры шести государств – Италии, Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга – подписали исторический договор, сегодня их дипломаты проявляют заметную активность в поиске прагматичных решений, способных вдохнуть новую жизнь в одряхлевшее интеграционное объединение. По словам участников предъюбилейных встреч, европейцам необходимо дать ответ на актуальнейший вопрос – хотят ли они «политический союз или союз политик». В надежде продлить существование «большой Европы» свои предложения они выдвинут руководителям ЕС в конце марта.

Несомненно: «двадцать восемь» переживают один из сложнейших периодов своей истории, и 2017-й «круглый» год станет для них этапом серьёзных испытаний и, возможно, даже весомых потерь.

Александр СОКОЛОВ

№2(118), 2017