Банкирские империи готовятся покинуть Лондон


В середине ноября вновь просочилась информация из инсайдерских источников, которая подтвердила слухи (см. «Банкиры Сити втихую пакуют атташе-кейсы», №7-8(112), 2016), что четверка ведущих инвестиционных компаний – «Голдман Сакс», «Джей-Пи Морган», «Морган Стэнли» и «Ситигруп» – изучают варианты вывода своего персонала и перевода операционной деятельности из лондонского Сити в другие финансовые центры в Европе. Определились сроки и адреса, на которые засматриваются финансисты.

Время отправления определено: между первым и вторым кварталом 2017 года. Но глава Банка Англии Марк Карни полагает, что исход, скорее всего, произойдет за полтора года до формального окончания действия членской карточки ЕС, то есть, в сентябре следующего года. Понятно, если график расторжения матримониальных уз будет соответствовать планам премьер-министра Терезы Мэй и записанной в Лиссабонском договоре процедуры (см. «Брекзит»: развод с Евросоюзом может затянуться», №11(115), 2016).

«Сити» выбирает новым местожительством Дублин, хотя, строго говоря, это не будет новосельем: здесь давно размещены 2500 сотрудников этой финансовой группы, а весь спектр ее деятельности регулируется выданной государственной лицензией. Остальные три инвестиционные империи намерены перебраться через Ла-Манш и осесть во Франкфурте-на-Майне, уже числящемся второй крупнейшей площадкой для финансовых операций в Европе.

Достоинства Франкфурта не нуждаются в представлении и пиаровской раскрутке, уверяет неназванный чиновник министерства финансов Германии. Он приводит длинный список аргументов «за»: это политическая и экономическая стабильность ведущей державы Евросоюза, близость к Европейскому центральному банку, эффективное администрирование, квалифицированный персонал и – как вишенка на торте – высокое качество жизни.

У «Голдман Сакс» уже есть филиал во Франкфурте с 300 наемными работниками, что не идет ни в какое сравнение с 5000 сотрудниками в лондонском Сити. Для начала ожидается плавный перевод операционной деятельности, и только затем начнут перемещать персонал. Окончательного решения, видимо, пока не принято, а потому идет негласное соревнование между Франкфуртом и еще несколькими юрисдикциями, заинтересованными в повышении своего статуса международного финансового хаба.

В их числе – Париж и Милан. Мэр северной столицы Италии Джузеппе Сала сообщил, что городские власти рассматривают пакет стимулов для привлечения иностранных капиталов и особенно для банковских структур. Конкуренция серьезная, потому как ставки высоки. Речь идет о возможности стричь купоны с самого, увы, высокодоходного бизнеса, где деньги делают не просто деньги, а большие деньги.

США сразу после референдума по «Брекзиту» стали также рекламировать себя как выгодное местоположения для финансовой деятельности. Не случайно один из американских банкиров, процитированных брюссельским изданием «Политико», подчеркнул неудобства, связанные с переездом во Франкфурт или Милан. «Что если супруг (супруга) никак не связана с банковским бизнесом и не говорит по-немецки?» Это выпад в адрес Франкфурта. А затем – удар по Милану: «В Италии медленно функционирует система правосудия, высокие налоги и усложненное трудовое законодательство».

Но все четыре инвестиционно-ростовщических дома имеют регистрацию в США и распоряжаются преимущественно американским капиталом, им нужно иметь плацдарм в Европе. Поиски такой тихой гавани будут продолжены. В любом случае, эти новости говорят о том, что в банковском сообществе считают: «Брекзит» случится при любой погоде и любом раскладе сил внутри политического класса в Британии. Значит, необходимо заранее подстелить соломку, чтобы не ушибиться.

Вадим ВИХРОВ