Главная > Дневник событий > Политика > Чужих сюда не просят

Чужих сюда не просят

1
image_pdfimage_print

Венгерский уголок в коммунальной квартире ЕС

В преддверии референдума 2 октября в Венгрии, нацеленного на то, чтобы выявить отношение граждан к планам Брюсселя (как столицы ЕС) оформить на ПМЖ 160 тысяч иммигрантов «новой волны» на территории 28 стран, правоцентристский кабинет Виктора Орбана провел вычурно нетерпимую агитационную кампанию против «понаехавших».

Серия публикаций и новостных телепрограмм шла под лозунгом «А вы знали?» и акцентировала взаимосвязь череды громких терактов, прокатившихся по Европе, с появлением сотен тысяч иноконфессиональных мигрантов с иным цветом кожи. Степень ожесточения коренных венгров, похоже, достигает верхних критических пределов, что фактически предопределяет исход волеизъявления по самой злободневной теме, расколовшей «верхи» и «низы» по всей Европе.

В Евросоюзе категорически возражали против формулировки вопроса, вынесенного на голосование. Жителей бывшей римской провинции Паннония просили ответить на вопрос, «Хотят ли ли они, чтобы Европейский Союз имел право принудительно заселять Венгрию не-венгерскими гражданами без согласия (венгерского) парламента?

Нетрудно себе представить, что в условиях скептического отношения к «безликим брюссельским еврочиновникам», по следам не рассосавшегося кризиса с нелегальными мигрантами, а также в контексте «Брекзита», рядовой венгр плохо воспримет сообщение, что за него в Брюсселе или Люксембурге будут решать, кого ему видеть соседом по дому.

Зондаж настроений, проведенный экспертами компании Republikon, показал, что 73% ответят на вопрос «Нет!».

Другой центр замеров общественного мнения Pew Research Center еще весной выяснил, что 76% венгров убеждены – прибывающие к ним без спроса беженцы несут с собой угрозу террористических актов, а 82% считают, что пришлые представляют собой «бремя для нашей стираны, поскольку отбирают у нас наши рабочие места и социальные пособия».

На фоне последовательной демонизации венгерского премьера ультра-либеральными СМИ ряда стран ЕС (см. «Особый путь Виктора Орбана», №5(55), 2011), министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн предложил исключить Венгрию из Евросоюза. Он утверждал, что венгерские власти обращаются с беженцами, как с животными, и даже сделал далеко идущее зловещее предсказание: «Венгрия недалека от того, чтобы отдать приказ расстреливать беженцев».

Вывод Ассельборна звучал как приговор: «Любая страна, которая, подобно Венгрии, строит заборы на границе для сдерживания бегущих от войны беженцев, или кто посягает на свободу прессы или независимости судебной системы, должна быть исключена».

Сомнительно, что в условиях готовящегося исхода Британии, брожения умов в испанских Каталонии и стране Басков, нескончаемых дрязг между валлонами и фламандцами в Бельгии и недавнем прорыве во власть партии евроскептиков Альтернатива для Германии, в Евросоюзе всерьез захотят отрезать еще один ломоть от своего пирога.

Ясно, что накал грозной риторики в адрес Будапешта не спадет. Тем более, когда премьер Орбан подчас сам подставляется, как он это сделал в конце сентября, объявив публично: «Нелегалов нужно выловить и выслать морем». Местом их назначения, то есть принудительной ссылки, по мнению эксцентричного политика, должен стать либо остров, либо побережье Северной Африки, где заботиться о безопасности и пропитании отверженных должен будет Европейский Союз.

Стоит вспомнить, что в разгар «миграционного кризиса» 2015 года правительство Венгрии возвело заграждения из колючей проволоки на границах с Сербией и Хорватией, подключив к охране рубежей, помимо пограничников, полицейские силы и армейские части. Статистика показала, что в результате этих оградительных мер наплыв нелегальных мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки снизился, но целиком и полностью не прекратился.

В сентября власти объявили набор в отряды специального назначения, чтобы патрулировать и «отлавливать» нелегалов при пересечении границы, численностью в 2000 бойцов.

Более того, предполагается строительство дополнительных сооружений. Правозащитники, местные и транснациональные, клеймят позором правительство Виктора Орбана, но в ответ им звучит разъяснение: речь идет не о новой стене с колючкой, а о барьерах, которые будут направлять беженцев на официальные пункты пересечения границы, где их зарегистрируют, предоставят кров и еду, как и предусмотрено дублинскими договоренностями. Цель новых заборов – положить конец контрабанде живым товаром, которой занимаются с немалой выгодой для себя нечистоплотные дельцы, наживающиеся на страданиях других.

Однако эти аргументы едва ли будут услышаны в Брюсселе. Конфликт между правящей партией Фидеш, ее лидером и сторонниками, с одной стороны, и Евросоюзом, с другой, носит принципиальный, сугубо идеологический характер (см. «Виктор Орбан научит европейцев родину любить», №3(108), 2016), а потому сам по себе не рассосется.

Недавно Золтан Ковач, официальный представитель премьера Орбана, на брифинге прокомментировал нападки на руководство Венгрии, отметив, что это никакая не новость, а рутинные обвинения, и что Будапешт давно уже винят в проявлении анти-европейских сантиментов. Между тем, миграционный кризис не идет на убыль, Европейская Комиссия не предлагает никаких практических шагов, способных решить эту проблему, а недавнее обещание главы ЕК Жан-Клода Юнкера выдвинуть новые идеи для миграционной политики вызвали у Будапешта только скепсис.

«В прошлом году они нас дважды обманули, как мы можем им поверить сейчас?», – вопросил Ковач.

Оградительные меры Будапешта вызвали понятное озлобление в наднациональных структурах власти Евросоюза. Между тем, в Брюсселе вынуждены учитывать, что слова и дела Виктора Орбана падают на благодатную почву в венгерском обществе, где большинство все последние годы голосует, исходя из охранительных инстинктов, и поступает в соответствии с исконными консервативными ценностями, ставящим поверх всего интересы семьи, нации, государства.

Владимир МИХЕЕВ

№9(113), 2016