Главная > Финансы & банки > Энергетика > Как решить «зеленый» парадокс?

Как решить «зеленый» парадокс?

image_pdfimage_print

Вообще-то суть всей европейской экологической политики можно выразить буквально в нескольких словах – уменьшить потребление ископаемых энергоносителей. Ради этого затевается реализация немыслимо дорогостоящих программ получения энергии из альтернативных источников. Ради этого тратятся огромные деньги на улучшение теплоизоляции жилых и офисных зданий. Ради этого всемерно продвигается полуутопическая (см: «Повсеместное внедрение электромобилей? Чистая фантазия!», «Вся Европа.ru», №33/2009) идея о замене двигателя внутреннего сгорания аккумулятором. Ради этого…

Впрочем, довольно перечислений. Достаточно сказать, что все эти внешне привлекательные затеи роднят два фактора – гигантские затраты и результаты, прямо противоположные ожидаемым. Поверьте, это не облыжные обвинения. Такова точка зрения весьма авторитетного видного немецкого экономиста Ханса-Вернера Зинна, директора Института экономических исследований. Он считает, что европейским политикам пока удается добиться только того, что во всем мире растет добыча газа, нефти и угля.

Объясняется этот парадокс, на самом деле, довольно просто. Все прокламируемые мероприятия из серии «к 2015 году сделать то-то, а к 2020 – то-то» оказывают сильно давление на цены. Давление понижающее, и на цены не нынешние, а будущие. Реакция владельцев месторождений и добытчиков энергоносителей в таком случае оказывается вполне предсказуемой: они наращивают объемы добычи. А вы чего хотели? Чтобы они дожидались будущего падения цен? Ага.

Все это рождает то, что Ханс-Вернер Зинн назвал «зеленым» парадоксом: попытки снизить выбросы двуокиси углерода в атмосферу в будущем, здесь и сейчас ускоряют негативные изменения климата. Есть ли выход из замкнутого круга?

Ханс-Вернер Зинн видит его в том, чтобы перестать, наконец, пытаться влиять на спрос и начать добиваться сокращения предложения. То есть прекратить пространно рассуждать о том, какие новые технологии будут применены для того, чтобы снизить выбросы углекислого газа в атмосферу, и обратиться к решению ключевого вопроса: как побудить владельцев природных ресурсов оставить под землей как можно больше энергоносителей, то бишь, в конечном счете – этой самой двуокиси углерода.

Извлекать из под земной и водной толщи углеводороды, используя их в своих энергетических целях, человечество научилось неплохо. А вот о том, чтобы суметь эффективно возвращать на место то, что взято напрокат у природы, пока говорить рано. Вернее, говорить-то можно, но сделать будет трудно. Во всяком случае, об экономической эффективности этого процесса можно говорить с большой степенью условности. Достаточно упомянуть лишь то, что для улавливания и складирования двуокиси углерода из отходящих газов тепловых электростанций потребуется использовать примерно треть производимой ими энергии. Дороговато получается!

Но и это не все. В молекуле углекислого газа на один атом углерода приходится два атома кислорода, от которого избавляться никто не собирается. А придется… Причем, для этого потребуются гигантские объемы. А поскольку речь идет о газообразном веществе, то закачивать под землю придется в разы больше, чем извлекать оттуда. Конкретнее: в случае с углем объемы закачки будут в пять раз больше объемов добычи, в случае с нефтью – в три раза.

Есть ли под поверхностью нашей матушки-Земли соответствующее количество пустот? Сомнительно… По прикидкам международной комиссии экспертов, занимающихся проблемой изменения климата, естественные подземные емкости, а также выработанные угольные шахты и истощившиеся месторождения нефти и газа способны вместить примерно одну десятую углекислого газа, который в перспективе будет производить человечество.

Все сказанное подкрепляет главный вывод Ханса-Вернера Зинна: надо всемерно стимулировать именно отказ от добычи ископаемых энергоносителей. Пока, по его мнению, в этом направлении не сделано практически ничего. А нынешняя политика Европейского Союза способствует не сохранению климата, а увеличению добычи и как следствие – тому, чтобы более выгодными ценами на сырье воспользовались американцы, китайцы и другие экологические «грешники», которые наращивают потребление энергии куда быстрее, чем Европе удается сократить свое.

«Некоторые питают надежды, что сработает такой эффект: «зеленая» политика снизит цены на ископаемые энергоносители до такой степени, что они упадут ниже затрат на добычу и она станет экономически невыгодной. Эти надежды беспочвенны, поскольку, как и в случае с картинами Рембрандта, цены на ресурсы диктуются их дефицитом и всегда будут значительно выше стоимости добычи», – писал Ханс-Вернер Зинн в одной из своих газетных статей. – Ведь так происходит даже сейчас, в разгар драматического спада цен, продиктованного экономическим кризисом. При ценах на нефть порядка 70 долларов за баррель затраты на добычу в Персидском заливе составляют от одного до полутора долларов за баррель. Даже энергоносители, получаемые из канадских нефтяных песков, обходятся не дороже 15 долларов за баррель».

И в самом деле, цена на нефть постоянно растет, что обуславливается простой истиной: месторождений остается все меньше. В то же время, увеличиваются и затраты на добычу: легко извлекаемых энергоносителей остается все меньше. Вот почему, если экологическую политику основывать на стремлении опустить цены ниже производственных затрат, то понадобится уж очень сильное принуждение. То есть драконовские налоги, которые сделали бы непривлекательным инвестирование нефтедобычи. Ну и конечно, остаются меры, которые принято называть внеэкономическими. И то, и другое для политиков крайне болезненно, если не сказать, невозможно.

Есть, правда, еще один вариант: формирование картеля потребителей, который установит систему глобальной торговли выбросами, и с ее помощью станет добиваться снижения добычи ископаемых энергоносителей. Реалистичность этого замысла предлагаю читателям оценить самостоятельно.

Андрей ГОРЮХИН

Ханс-Вернер Зинн родился 7 марта 1948 года в Браке, Вестфалия. Окончил Мангеймский университет в 1978 году.
Занимался теорией экономических рисков. Тема докторской диссертации – «Принятие экономических решений в условиях неопределенности» (1980 год). Автор большого числа работ по теории конъюнктуры, экологической экономике и внешней торговле. Многие его исследования посвящены проблеме долгосрочного экономического роста.
В 1991 году в соавторстве с супругой Герлинде Зинн написал книгу «Холодный запуск», в которой весьма критически отозвался о политике тогдашнего канцлера ФРГ Гельмута Коля в области воссоединения Германии. Авторы считали, что вместо того, чтобы сделать бывших граждан ГДР владельцами долей бывшей общенародной собственности, был взят курс на быстрое выравнивание заработной платы в обеих частях воссоединяемой республики. По их мнению, это должно было привести к массовой безработице в пяти «новых» землях ФРГ. Позднейшее развитие событий полностью подтвердило этот прогноз и в некоторых регионах бывшей ГДР безработица, доходящая до 15-20 процентов, сохраняется до сих пор.
В книге «Можно ли еще спасти Германию?» (2003 год) автор проанализировал роль ФРГ в глобальном конкурентном споре за возможность размещения промышленных производств, резко критиковал низкую конкурентоспособность германского «социального государства» в этом отношении и требовал всеобъемлющих реформ социальной политики и политики в области занятости.
«Базарная экономика», написанная в 2005 году, посвящена развитию теории «патологического экспортного бума». По мнению автора, из-за упрямо проводимой властями политики в области заработной платы в промышленной продукции ФРГ слишком быстро растет доля зарубежного производства, а секторами внутренней экономики, в которых велика доля трудозатрат, пренебрегают. Таким образом, экспортоориентрованные отрасли развиваются чрезмерно, а в прочих быстро растет безработица.
В работе «Зеленый парадокс» (2008 год) автор ратует за экологическую политику, лишенную прекраснодушных иллюзий и подвергает критике усилия ЕС, направленные на борьбу за сохранение климата.
В этом году вышла книга «Казино-капитализм», в которой Ханс-Венер Зинн возлагает всю ответственность за нынешний финансово-экономический кризис на недостатки в регулировании деятельности банковских институтов, прежде всего на разрешенную для них низкую долю собственного капитала. Для решения нынешнего кризиса наличности автор требует того, чтобы государство временно получило долю в проблемных банках. В средне- и долгосрочном плане автор предлагает, чтобы для банков была предусмотрена международно согласованная и значительно более высокая чем ныне доля собственного капитала, введен запрет на фиктивную продажу ценных бумаг и вновь введен принцип оценки по самой низкой стоимости.
Газета «Файнэншл таймс Дойчланд», проведшая в 2006 году опрос среди 550 германских экспертов-экономистов, пришла к выводу: «на политику заметное влияние оказывают только два из них – Берт Рюруп и Ханс-Вернер Зинн». По индексу цитируемости среди экономистов Х.-В. Зинн занимает в Германии второе место после Райнхарда Зельтена.
Удостоен большого числа международных призов и наград.
№9(36), 2009