Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Швейцария: деление на «чистых» и «нечистых» забуксовало

Швейцария: деление на «чистых» и «нечистых» забуксовало

dop-2
image_pdfimage_print

Правоконсервативная Швейцарская народная партия (ШНП) не сумели продавить через общенациональный референдум исходно спорную идею высылать из страны иностранцев, совершивших уже не тяжкие (под это уже подведена статья), а два мелких правонарушения, как например, превышение скорости на автомобильной дороге.

В случае депортации иностранцы лишались бы права обжаловать решение суда в течение 10 лет, что могло отбить у них охоту возвращаться в негостеприимные места, а следовательно, сокращало бы долю тех, кого «народники» числят неблагонадежными.

Только 41,1%   избирателей польстились на это популистскую инициативу, успокаивающую обывательски мыслящих граждан, которые напуганы «миграционным кризисом» в Европе (см. «Козыри в рукаве у Евросоюза», №3(108), 2016). Им в пику 58,9% отвергли эту драконовскую меру. Не поддержало закручивание гаек и подавляющее большинство кантонов и полукантонов, представляющих собой государственно-территориальные единицы Швейцарской Конфедерации, которые голосуют наряду с физическими лицами.

Накануне голосования общество было ввергнуто в жесткую дискуссию, расколовшую нацию. Шла война придорожных плакатов. Сторонники высылки изображали белую овцу, которая выпихивает через границу черную овцу. Противники же соединяли на постерах разорванное в клочья полотнище со свастикой с надписью «Швейцария-2016» и в дебатах проводили параллели с нацистской Германий 1933 года и апартеидом в Южной Африке образца 1948 года.

Их оппоненты оперировали статистикой. «Черные овцы» – они повсюду. Иностранцы, а их доля – 24-25% населения, признаны судом виновными в совершении 73% краж со взломом, 61% изнасилований и 58% убийств. Отсюда и итог: 73% заключенных не являются швейцарскими гражданами.

В 2010 году «народники» сумели получить одобрение схожей инициативе: с тех пор иностранцев, совершивших такие преступления, как убийство или сексуальное насилие, высылают из страны. Теперь их порыв нашел симпатию только у двух из пяти сограждан.

Для понимания, о чем именно идет речь, нужно обозначить позицию, занятую Федеральным Советом, высшим исполнительным органом страны, назвавшим предложение ШНП «бесчеловечным», поскольку оно «превращает примерно 2 миллиона иностранцев в Швейцарии во второсортных граждан».

Пояснение: в альпийской республике, даже если вы здесь родились, вам не обязательно дадут гражданство. Все зависит от того, кто у вас родители, какого они происхождения, не являются ли они «пришлыми». Далеко не все переселенцы, даже живущие здесь десятки лет, стали гражданами: это дорогостоящая процедура, требующая к тому же сдачи квалификационных экзаменов по языкам и истории, которые далеко не все коренные жители смогли бы осилить.

Наглядный пример привел автор Би-би-си. Двое швейцарцев: родились и выросли здесь, жили по соседству, ходили в одну школу. Да вот незадача: один из них – португальский иммигрант в третьем поколении. Негражданин («негр», как выразились бы русскоязычные неграждане Латвии). Допустим, они превысили скорость или устроили потасовку в пятничный вечер на выходе из бара. Чистому швейцарцу выпишут штраф. А португальца, проходящего по категории «иностранец», отправят в Португалию, даже если он никогда там не жил, не знает языка, а здесь у него остаются иждивенцы.

Поговаривают, что в небольших населенных пунктах и городских околотках недонатурализованные «иностранцы» ходили по домам коренных швейцарцев и умоляли их не голосовать за «бесчеловечный» законопроект правых радикалов из ШНП.

Референдум стал для «народников» провальным. Но они еще ранее отыгрались на беженцах. Закон дает право отнимать у несчастных мигрантов, бегущих от войны, насилия и хаоса, их личные сбережения, если они превышают 900 евро.

Один из сирийских беженцев рассказал, что продал дом, чтобы оплатить услуги контрабандистов, доставивших его семью в Европу. На руках у него оставалось примерно 2000 фунтов, когда он прибыл в Цюрих. Там полиция отняла эти деньги, выдала расписку и пообещала вернуть. Но прошло четыре месяца – от властей ни слуху, ни духу.

Официальный представитель правительства Леа Вертхаймер объяснила эту практику: «Закон Швейцарии требует, чтобы беженцы, имеющие средства, которые подают прошение о представлении убежища, оплатили частично расходы на свое пребывание». Стефан Фрай из Швейцарского совета по беженцам назвал это «разбоем средь бела дня».

Возвращаясь к перевесу голосов людей толерантных над нетерпимыми на референдуме. Деление на «чистых» и «нечистых» забуксовало. Но! Разрыв между теми, кто всюду видит «черных овец», и теми, кто присягает принципам терпимости и равноправия, оказался не столь существенным, как можно было бы ожидать. И вот почему.

Известно, но не всем, что жители страны, ассоциируемой с безупречно девственными альпийскими лугами и беспечно пасущимися коровками, кукушками в настенных часах, йодлем и шоколадом, на самом деле отличаются суровым нравом. Особенно если речь о сбережении национальной идентичности и поддержания раз и навсегда заведенного порядка.

За это швейцарцев в Европе не сильно любят. Они воспринимаются их соседями по общеевропейскому дому (хотя страна и не состоит в ЕС) как заносчивые горцы, сумевшие зарегламентировать свою жизнь настолько (один штрих: на шоссе между Женевой и Лозанной видеокамеры слежения установлены через каждые два километра), что впору переделывать английское выражение «сумасшедший, как шляпник» на «одержимый, как швейцарский часовщик».

Вадим ВИХРОВ

№3(108), 2016