После «Батаклана»

tend_Bataklan
image_pdfimage_print

Серия террористических актов в Париже знаменует, несомненно, водораздел и в стратегии джихадистов, и в ответной реакции демократических обществ на угрозу тотальной войны двух цивилизаций. В этом ноябрьские события уходящего года, получившие в Европе сокращённое название 13-N, похожи на 11-S, нью-йоркскую трагедию 2001 года, хотя, к счастью, они и не сопоставимы ни по масштабам, ни по числу жертв. Европейцам придётся проявить сдержанность и холодный расчёт, чтобы не повторить катастрофических ошибок заокеанского «обкома», приведших после атаки башен-близнецов к дальнейшему разрастанию антихристианского похода. Одним из проявлений которого и стала нынешняя трагедия.

И нью-йоркская, и парижская бойни подтолкнули Запад к резкому изменению геополитического курса, вынудили провести переоценку отношений с союзниками и потенциальными партнёрами, в первую очередь, с Россией. Международный терроризм, а не финансовый, украинский или какой-либо другой кризис, прочно и надолго занял первую строчку в повестке дня уже состоявшихся и предстоящих многочисленных саммитов, рабочих встреч и совещаний. И если ещё совсем недавно Запад самостоятельно, с помощью НАТО, надеялся обезопасить южные границы Европы (см. «НАТО: «дроны» над Средиземным морем», №10(103), 2015), то теперь вынужден подавать сигналы о готовности взаимодействовать с Москвой в попытке искоренить зло в лице агрессивного ИГИЛа. Очевидно, что в этих условиях дальнейшая судьба сирийского лидера Башара Асада перестаёт служить камнем преткновения и отодвигается на задний план, чтобы не мешать налаживанию сотрудничества для достижения важнейшей цели – недопущения создания террористического халифата.

Но одновременно перед неизбежной более широкой коалицией встанет не менее важный вопрос: как этого достичь?

Даже самые мощные удары объединённых сил с воздуха вряд ли уничтожат многочисленные объединения и группировки джихадистов, а тем более их ячейки в крупных европейских, российских и американских городах. Значит, придётся переходить к наземным операциям, в которых пока участвуют только курды, но их считает своими врагами Турция, без которой действия коалиции вряд ли будут достаточно эффективными. Представители каких стран примут участие непосредственно в боях? Как отреагирует на подключение к вооружённому конфликту на поле боя, который обязательно повлечёт жертвы, общественное мнение этих стран, в частности, России, даже если на войну отправятся только добровольцы-контрактники? И ещё один неизбежный вопрос: гарантирован ли успех прямым военным действиям, ведь, как показывает исторический опыт, армейские операции против разрозненных террористических группировок очень затратны и мало эффективны. Более того, поражения на территории Сирии и Ирака, судя по всему, подталкивают ИГИЛ кроваво огрызаться в Старом Свете и на Синайском полуострове…

Одним из серьёзных последствий 13-N станет также значительный сдвиг во внутренней политике государств Европейского Союза. Это касается, прежде всего, миграции.

Левоцентристское правительство Франции, не говоря уже о властях других стран, принимает экстренные меры по ограничению притока беженцев с Ближнего Востока, из Северной Африки и Афганистана, фактически игнорируя Шенгенские соглашения (см. «ЕС: Шенген трещит по швам», №9(102),2015). Тем не менее, они не смогут вырвать козырь из рук правых и праворадикальных сил, которые возьмут на вооружение простую фразу: «Мы же предупреждали!».

Эта примитивная мантра способна обеспечить победу на выборах таким политикам, как бывший президент Николя Саркози, которые, получив власть, примутся ещё сильнее завинчивать гайки в отношении иммигрантов и беженцев. Однако нагнетание враждебности коренного населения к переселенцам – как раз одна из целей ИГИЛ. Ответная реакция тех из «понаехавших», кто пока не решается поддерживать исламистов или пополнить их ряды, вполне предсказуема и чревата дальнейшей радикализацией. В этом случае замкнутый круг вражды неизбежен, особенно в той же Франции, где мусульмане образуют уже 8% населения (см. «Франция: Вольтер и война с террористами», №10(103), 2015).

Но при правительствах любой окраски неприятные глубинные сдвиги ожидают жителей Старого Света и в других сферах.

Им придётся смириться с максимальным насыщением улиц видеокамерами слежения – по нынешней лондонской моде. А также привыкать к урезыванию свобод в виртуальном пространстве, поскольку одной из жертв ужесточения антитеррористических мер станет, конечно, Интернет.

Сергей ИЛЬИН

№11(104), 2015