Главная > Финансы & банки > Экономика > Борьба за чистоту кассы

Борьба за чистоту кассы

BEPS
image_pdfimage_print

Люксембург пригвоздили к позорному столбу... за 30 млн евро

В конце октября Европейская Комиссия (ЕК) осудила в письменной форме властные структуры Великого герцогства Люксембург, а заодно и Нидерландов, за представление льготных условий ведения бизнеса итальянскому автомобильному концерну «Фиат» (вернее, одному из его подразделений, занимающемуся финансами – FIAT Finance and Trade) и американской сети кофеин «Старбакс».

Еврочиновники, вынося приговор обвинительного характера, посчитали, что преференции (согласно общепринятой, к слову, практике tax ruling), предоставленные перебравшимся под сень люксембургской юрисдикции «Фиату» и «Старбаксу», двум не самым последним в мировой иерархии бизнес-структурам, позволили им избежать уплаты более крупных налогов по месту прописки материнских компаний.

Прямая выгода двух компаний, как сообщает люксембургская газета «Котидьен», составила порядка 20-30 миллионов евро.

Финансовые поблажки такого рода «представляют собой нарушение правил ЕС, регламентирующих поддержку со стороны государства». Такие действия – «незаконны», заявила член Еврокомиссии, отвечающая за соблюдения правил конкуренции Маргрете Вестагер. Госпожа еврокомиссар выразила надежду, что вердикт ЕК будет правильно воспринят на уровне правительств государств-членов ЕС, а также бизнес-сообществом. Моралите в исполнении М. Вестагер звучало столь же выспренне, сколь и банально: «Все компании, будь они большими или маленькими, транснациональными корпорациями или нет, все они должны честно платить налоги».

Вердикт ЕК стал ударом по репутации Люксембурга как крупнейшего финансового центра, причем не только в масштабах Европы. Во многом сведены на нет пропагандистские дивиденды от популяризации уже проведенных в герцогстве реформ, повысивших степень прозрачности банковско-финансово-инвестиционной деятельности (см.  «Люксембург с трудом сдирает с кожи клеймо «налогового рая» , №10(103), 2015). Трудно избежать подозрений, что помимо благородного порыва покончить с нечестной конкуренцией в этой разновидности кампании «чистые руки» присутствует и чей-то корыстный расчет. По закону сохранения материи, в том числе и ликвидной, если где-то убудет, то где-то прибавится…

Не исключено, что подозрения беспочвенны, поскольку еще в начале октября на уровне Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) одобрен план по противодействию тому, что названо «агрессивной фискальной оптимизацией», или Base erosion and profit shifting (BEPS). Под этим эвфемизмом понимается увод прибыли в юрисдикции, именуемые «налоговым раем», где регистрируются филиалы или аффилированные структуры, не занимающиеся никакой реальной деятельностью, но на которые записываются доходы, полученные в иных местах. Таким нехитрым способом крупный бизнес избегает пригляда собственных мытарей и, как следствие, платит существенно меньше налогов в казну.

План BEPS содержит 15 пунктов, причем часть из них вступит в силу уже в 2016 году, а остальные либо позже, либо по желанию. Ключевым нужно посчитать требование к большому бизнесу отчитываться перед финансовыми органами за доходы, полученные во всех без исключения филиалах, открытых по всему миру. Отныне трудно будет утаить, скажем, средства, заработанные какой-либо американской компанией в Мексике, но переведенные на счет представительского офиса (комнатушка с одним столом и стулом) где-нибудь в Голландии или на острове Джерси.

Решение ОЭСР подкреплено новыми инструкциями в рамках ЕС: с 1 января 2017 года государства будут обязаны сообщать об условиях финансовой деятельности, предоставленных ими крупным иностранным компаниям на своей территории. Цель? Не должно быть ни тени сомнения: никто и не пытается переманить к себе чужой капитал с помощью хитроумных уловок. Поговаривают, что удастся добиться применения этого законоуложения, ратующего за полную прозрачность банковско-финансовой сферы, ретро-активно, то есть поднять бухгалтерские книги за последние пять лет!

Борьба за чистоту кассы набирает темпы. Но в этой битве не всё однозначно (см.  «ЛюксЛикс»: разгребатели грязи оказались сами замараны»,  № 11(104), 2015). Франкоязычное издание Atlantico полагает, что Люксембург, на самом деле, не совершил ничего предосудительного – таковы не подвергавшиеся ранее ни критике, ни осуждению правила игры. Более того, гибкость при ведении фискальной, налоговой, банковской, инвестиционной политики со стороны государства, по мнению министра финансов Люксембурга Пьера Грамегны, повышает градус конкуренции в рамках всего Евросоюза, и этот положительный эффект просто «незаменим».

Едва ли правительство Люксембурга станет ломать копья вокруг обвинительного приговора ЕК по делу о tax ruling, что позволило облагодетельствовать «Фиат» и «Старбакс». Едва ли ЕК станет и далее выставлять Люксембург главным исчадием ада, якобы паразитирующим на жадности склонных делать деньги на чужих грехах транснациональных корпорациях.

А впрочем, нельзя исключать, что «ЛюксЛикс» – это многоходовая комбинация, и ее инициаторы не остановятся, пока не получат шанс сфотографироваться на фоне догорающих развалин.

Вадим ВИХРОВ

№11(104), 2015