Главная > Финансы & банки > Экономика > Люксембург с трудом сдирает с кожи клеймо «налогового рая»

Люксембург с трудом сдирает с кожи клеймо «налогового рая»

tax-lux
image_pdfimage_print

Министр финансов Великого герцогства Пьер Грамегна оспорил вердикт Европейской Комиссии, пригвоздивший Люксембург как крупнейший международный финансовый центр, к позорному столбу за предоставление «незаконных» поблажек в рамках системы tax ruling одному из подразделений итальянского автоконцерна «Фиат» (Fiat Finance & Trade).

Линия защиты месье Грамегна построена вокруг того, что льготный режим, которым воспользовался «Фиат», находится в полной гармонии с правилами внутреннего рынка, как они прописаны в статье 107(1) Договора о функционировании Европейского Союза. Обидевшись, правительство Люксембурга рассматривает вариант обращения в Европейский суд.

Расхождения во взглядах на то, как регулируются банковско-финансовые операции в срединном западноевропейском государстве, наслоились на подписанное 6 октября 28 странам ОЭСР соглашение о повышенной «транспарентности» в операционной деятельности транснациональных корпораций. После двух лет кропотливой подготовительной работы удалось согласовать 15 принципиальных позиций по регулированию ТНК, что подробнейшим образом изложено на 3000 страницах.

Суть нового регуляционного режима незамысловата: не позволить ТНК заключать «серые» по своему характеру договоренности со странами, где создаются их филиалы или представительства, о льготном налоговом обложении, чтобы избежать отчислений по полной программе в национальные бюджеты по месту основной прописки.

Методы принуждения к честному ведению бизнеса: каждые три месяца страны Европейского Союза, к примеру, будут обязаны предоставлять все сведения по применению практики tax ruling на своей юрисдикции. Требование «прозрачности» в делах финансовых вступает в силу с 1 января 2017 года, но будет применяться… ретроактивно, что подразумевает раскрытие бухгалтерских книг, начиная с 2012 года.

Самые дерзкие мечтатели, такие как депутат Европарламента Филип Ламбер, уже предлагают идти дальше – введение единого в масштабах ЕС прогрессивного (!) налога. Однако сердцевиной технологии приманивания крупного иностранного капитала остается tax ruling, применявшийся широко, но наиболее выпукло выпяченный на примере Люксембурга (см. «Кто и зачем назначил Люксембург виновным», №11(93), 2014). Напомним, что tax ruling в упрощенном виде представляет собой систему предварительного уведомления иностранных корпораций, каким будет для них местное налогообложение, если они примут решение основать на европейском перекрестке филиал, офис или инвестиционный фонд и т.п. Масштаб налоговой нагрузки оговаривается в каждом конкретном случае, что зависит от взаимозачета уступок. Иными словами, «как договорятся».

Публикации в европейской прессе, посвященные прорыву ОЭСР на пути к широкой гласности в сфере финансов, почти неизменно ссылались на скандальные разоблачения, получившие название «ЛюксЛикс» (см. «Люксембург под прицелом разгребателей грязи», №12(94), 2014).

Парижская «Монд», участвовавшая в этом обстоятельном расследовании, поминала крупные международные корпорации со звучными брендами (всего из насчитали 340), что вовсю пользовались льготами при ведении бизнес-операций из Люксембурга. В этом черном списке заметны американские гиганты «Эппл», «Амазон», «Пепси», а также французский банк «БНП Париба», британская аудиторская компания «ПрайсУотерхаусКуперс», шведские супермаркеты ИКЕА, которые в Люксембурге умудрялись минимизировать налоговое бремя по максимуму.

При попустительстве местных властей, что пеклись о благополучии этого маленького, но расторопного герцогства, американская логистическая компания FedEx использовала переводы прибылей от своих операций во Франции, а также Бразилии и Мексике, в два подразделения в Люксембурге для ухода от налогов. Предприимчивые люксембуржцы соглашались брать комиссионные только с 0,25% от трансфера, что позволяло FedEx преспокойно класть в карман оставшиеся 99,75% своих прибылей.

Надо признать, что все участники тайных сделок не оказывались в накладе. В герцогстве исправно стригли купоны, делая деньги за счет финансовых трансакций. А брендированные ТНК, зарегистрировав юридическое лицо в Люксембурге, переводили туда своих доходы отовсюду, где они их получали, и тем самым избегали общения со своими домашними мытарями. Из курьезного: по адресу дом 5, улица Гилльома Кролла в Люксембурге оказалось зарегистрировано более 1 600 подразделений иностранных корпораций, которые не вели здесь какую-либо деятельность, а пользовались исключительно этой удобной пропиской.

Подмоченная репутация подвигла государственных мужей Люксембурга и финансовое сообщество на реформы и пропагандистские контрмеры. Деофшоризация банковской сферы осуществляется уверенно, но неспешно, потому как никто не отменял постулат: деньги любят тишину и не любят дерганых телодвижений. Успехи налицо и могут быть занесены в общий зачет (см. «Люксембург докажет свою финансовую прозрачность», №1(95), 2015), хотя это не исключает продолжение как справедливых, так и тенденциозных нападок на этот по-прежнему привлекательный центр инвестиционной деятельности и прибежище для накопления капиталов.

Несложно догадаться, что и кампания за «прозрачность» банковского бизнеса, и разоблачительный пафос «ЛюксЛикс» используются как инструмент в конкурентной борьбе, которую никто не отменял. Только доказать, что у стремления раскрыть истину иногда проступает неприглядная подкладка в виде заказного компромата, практически невозможно.

Владимир МИХЕЕВ

№10(103), 2015