Главная > Дневник событий > Иммиграция > Кто богат, тот и щедр? Не всегда…

Кто богат, тот и щедр? Не всегда…

refugees_
image_pdfimage_print

Европа фактически признала бессилие и неспособность найти приемлемое решение проблемы беженцев. В этом вопросе Европейский Союз ещё более разобщён, чем в самый острый период греческой драмы.

Подтверждает это не только все ближе придвигающийся к краху Шенген (см. «ЕС: Шенген трещит по швам»), и даже не откровенно суровое обхождение с «понаехавшими» на границах некоторых стран, а простой, но весьма приметный показатель – расходы на приём беженцев. Как и всякий финансовый вопрос, тема эта весьма щекотливая и пока на европейском уровне не обсуждавшаяся, хотя и уже заявленная членом Европейской Комиссии Гюнтером Эттингером. Ведь сейчас ясно, что раздачей бутербродов и прочего продовольствия, а также организацией мест временного проживания проблему решить не удастся: нужны серьёзные траты. А незваные гости могут пока в большинстве стран ЕС рассчитывать на выплату своего рода карманных денег, которыми они могут распоряжаться – в большей или меньшей степени свободно.

Вполне очевидно, что вновь прибывшие будут стремиться туда, где это содержание более щедрое. А разброс между странами в этом отношении огромный – от 0 до 800 евро в месяц. Обобщённой статистики в Европе на этот счёт нет, более того во многих странах эти данные закрыты – тема политически взрывоопасна. Такую секретность нельзя считать безосновательной. Скажем, контрабандисты «живого товара» составляют своего рода рекламные материалы, в которых завлекают потенциальных иммигрантов в самые великодушные страны Европы. В этом перечне, кроме Германии и Нидерландов, упомянуты также Дания, Швеция и Норвегия. В Дании такая «агитка» наделала немало шуму после того, как министр по делам интеграции обнародовала её в Интернете (см. «Датчане устали от «понаехавших», №7-8(101), 2015). Особенно поразительно то, что источником информации стал не кто-нибудь, а агентство «Фронтекс», в обязанности которого, если кто не помнит, входит обеспечение охраны внешних границ Европейского Союза. Это была справка для служебного пользования, подготовленная, чтобы облегчить агентству анализ рисков, которые таят в себе потоки беженцев.

Однако как все-таки выглядят европейские страны в зеркале сравнения их великодушия по отношению к мигрантам? Вот некоторые примеры.

В Греции «понаехавшие» не могут рассчитывать ни на какую финансовую поддержку. О чем вообще можно говорить, когда Эллада даже не оказывает социальной помощи своим беднейшим гражданам? В восточноевропейских странах вроде Словакии, Словении, Польши или Болгарии искатели убежища получат приют и прокорм, но больших денег не дождутся. Выплаты варьируются от 12 до 33 евро в месяц – абсолютно смешная сумма для стран Западной Европы.

В то же время, одна из самых процветающих стран зоны евро – Люксембург – вовсе не отличается щедростью. Там соискателям убежища предоставляется выбор: или жизнь на всем готовом (жилье+питание) и 25 евро карманных денег в месяц, или 225 евро и – живи, как знаешь.

Во Франции и в Германии денежные выплаты составляют 330 и 352 евро соответственно. Но щедрее всех с «понаехавшими» поступает Датское королевство. Там беженцу до недавнего времени выдавали аж 1400 евро, но с них надо было платить налоги. Правда, с 1 сентября этого года сумму резко сократили, доведя её до 216 евро. Эх, кончилась лафа… Зато, датчане настолько детолюбивы, что за каждое чадо доплачивают беженцам от 240 до 300 евро – в зависимости от возраста.

Вообще во многих странах со всех этих выплат и доплат с «понаехавших» удерживают деньги за проживание. Это затрудняет проведение сравнений. Не облегчает анализ и то, что беженец может жить в общежитии или на съёмной квартире, получать пищу несколько раз в день или заботиться о себе сам, иметь в семье грудничков или детей школьного возраста.

Взять, к примеру, Бельгию, где с проживанием в общежитии и питанием «понаехавший» получает 29 евро в качестве карманных денег, а если решает заботиться о себе сам, то ему выделяется 280 евро. Да и на Кипре разброс весьма велик – от 80 до 450 евро.

Но даже этих отрывочных данных вполне достаточно, чтобы сделать вывод, объясняющий истинное направление потоков беженцев. Грецию и страны Восточной Европы «понаехавшие» используют в качестве перевалочных баз, чтобы оттуда просочиться или прорваться, это уж как получится, в Германию, Швецию или Великобританию, где содержание для них будет выделяться пощедрее.

Вот и скажите теперь, что Гюнтер Эттингер был неправ, когда призвал ввести единые европейские нормы на приём беженцев, чтобы можно было равномернее распределить нагрузку между государствами ЕС. С разумностью этого предложения не поспоришь, хотя пока неясен вопрос, какое государство надо брать за точку отсчёта. Ведь то, что по плечу Нидерландам или Дании, совершенно непосильно для Румынии или Словакии.

Андрей ГОРЮХИН

№9(102), 2015