Главная > Дневник событий > Полемика & Скандалы > Люксембург под прицелом разгребателей грязи

Люксембург под прицелом разгребателей грязи

1-lux_
image_pdfimage_print

В списке крупных налоговых ловчил доминируют компании из США

Второй раунд нападок, уже прозванный «ЛюксЛикс» (см. «Кто и зачем назначил Люксембург виновным», №11(93), 2014), на Люксембург, как якобы единственное и неповторимо хитроумное налоговое убежище, начался 9 декабря с публикации новых сведений, собранных «Консорциумом международных журналистов расследовательского жанра» (ICIJ). Новый комплект финансовых документов составляет 28 тысяч страниц не самого легкодоступного и увлекательного чтения (см. «ЛюксЛикс»: кто украл документы?», №12(94), 2014) для многих фигурантов и косвенно причастных.

Сеанс разоблачений продолжился поименным перечислением еще 35 брендированных компаний с широкой мировой известностью, заключивших комфортное для себя налоговое соглашение с люксембургскими налоговыми регуляторами. В списке снова оказались узнаваемые имена: американская фабрика грёз «Уолт Дисней», опять же американская телекоммуникационная система «Скайп» (входит в группу «Майкрософт»), канадский аэрокосмический гигант «Бомбардье», а также итальянский оператор «Телеком Италия».

В материалах о системе tax ruling указывается, что иностранные компании, открывая в герцогстве свои филиалы и аффилированные структуры, могли сэкономить внушительные суммы, начиная с 2002 года. Подсчитано, что с 2009 по 2013 год через Люксембург были проведены финансовые операции, позволившие увеличить на сотни миллионов долларов корпоративные прибыли. Например, душеприказчики Микки Мауса договорились с люксембургскими мытарями о сверхльготном налоговом режиме: они платили всего 0,28% с дохода.

В числе выгодополучателей значится и компания «Инвиста» (Invista), принадлежащая братьям-миллиардерам Чарльзу и Дэвиду Кохам из США (№4 в рейтинге Forbes 400 с личным состоянием в 31 миллиард долларов). Братья считаются одними их самых ретивых доноров республиканской партии, будучи неоконсерваторами по убеждению (поговаривают, что они вложили в пропагандистскую кампанию по очернению демократа Барака Обамы более 33 миллионов долларов). Можно ли заподозрить журналистскую стаю ICIJ, а среди них немало тех, кто носит либеральное (в хорошем смысле) и левоцентристское оперение, в желании уязвить и замарать идейных оппонентов, пусть и заокеанских? Ответ отнюдь не очевиден.

В запачканном неглиже предстала и материнская компания «Майкрософт», чья дочка «Скайп» зарегистрировала в Люксембурге свой филиал и, благодаря вполне легальной модели отчетности, на протяжении целых пяти лет вовсе не платила корпоративный налог.

Изюминкой добавочной порции компромата стало упоминание «большой четверки» аудиторских компаний (Ernst & Young, KPMG, PwC, Deloitte), выступивших разработчиками для своих корпоративных клиентов, как сказано в документе, «агрессивных налоговых схем».

Невольно наводит на мысль, что условия ведения бизнеса в Люксембурге воистину настолько привлекательны, что сюда слетались, как мухи на мёд, все, кто мог себе это позволить. Засветившиеся в журналистском экспозе 340-350 компаний с мировыми брендами не могли устоять перед соблазном прирастить прибыли. И, с точки зрения свободного рынка, кто их осудит?

В итоге, говорится в заключительном резюме журналистов из категории «разгребателей грязи», финансовые модели, применявшиеся налоговыми органами Люксембурга и бизнес-сообществом, стали самым откровенным свидетельством «коррозии» деловой этики. Еще и потому, что иностранные корпорации исходили из уверенности в том, что об их тайных договоренностях с государственными ведомствами никто не прознает.

Ситуация далеко не однозначная, поскольку механизм tax ruling формально не является противозаконным (см. «Жан-Клод устоял, но бронежилет истончился»). Он применялся широко и охотно, а значит, отказ от этой практики возможен только на многосторонней основе. Люксембург не может быть назначен «козлом отпущения» для показательной порки, в то время как аналогичные налоговые льготы начнут переманивать к себе иностранные компании, естественно мотивированные задачей сократить издержки и прирастить, пусть и «левые», но доходы.

Владимир МИХЕЕВ

№12(94), 2014