Главная > Дневник событий > Политика > Жан-Клод устоял, но бронежилет истончился

Жан-Клод устоял, но бронежилет истончился

lux-l2_
image_pdfimage_print

Помимо самых заклятых друзей председателя Европейской Комиссии Жан-Клода Юнкера (Ж.-К.) – англичан, внутри политического класса в самом Люксембурге у него найдется немного, но достаточно отчаянных оппонентов, и просто «румяных критиков», в том числе, в категории «насмешников толстопузых». Среди них оказался и Джастин Турпель, обозреватель в парламенте от партии «Левые» (Déi Lénk), возникшей в 1999 году от слияния коммунистов, эсеров из «Революционной социалистической партии», состоящей в «Четвертом интернационале», и организации «Новые левые».

Месье Турпель для начала подал список из 36 вопросов руководству законодательного собрания, настаивая на подробном отчете обо всех соглашениях по tax ruling, и на разъяснении – какую пользу эти договоренности принесли государству и обществу, на какой юридической платформе строятся эти отношения (см. «Люксембург под прицелом разгребателей грязи», №12(94), 2014). Он требует к ответу всех высших налоговых чиновников, а также Ж.-К., возглавлявшего на протяжении почти 19 лет правительство Люксембурга, а потому, по законам стаи, несущего ответственность у себя в стране даже за состояние придорожных сортиров.

Эжен Бергер, глава специальной парламентской комиссии по изучению выдвинутых обвинений, предложил всем партийным фракциям также составить свои вопросники, на которые будут даны ответы в начале года. Он не исключил проведения слушаний исключительно по этой злобе дня. Заявления Э. Бергера были встречены в штыки месье Турпелем, расценившим это как попытку затянуть процесс и выиграть время. По его мнению, исполнительная власть, ни прежняя, ни нынешняя, не должны сорваться с крючка: все высшие чиновники обязаны будут отчитаться и, по возможности, оправдаться.

Кабинет Ксавье Беттеля, между тем, перешел к тактике, сочетающей оборонительные и наступательные демарши. Министр финансов Пьер Грамегна в официальном заявлении разъяснил, что налоговое ведомство действует «полностью автономно, не докладывает министерству финансов и не получает от него никаких инструкций». Затем в пресс-релизе подчеркнуто, что система tax ruling не противоречит законодательству, но одновременно признается, что она «сомнительна» в морально-этическом плане.

Попутно месье Грамегна сделал акцент на том, что любая информация о соглашениях в рамках tax ruling – конфиденциальна по своей природе. Наравне со сведениями о налоговых декларациях как физических, так и юридических лиц. А потому министр задался вопросом, насколько легальными средствами собирались данные о практике tax ruling?

Попутно месье Грамегна сделал акцент на том, что любая информация о соглашениях в рамках tax ruling – конфиденциальна по своей природе. Наравне со сведениями о налоговых декларациях как физических, так и юридических лиц. А потому министр задался вопросом, насколько легальными средствами собирались данные о практике tax ruling?

Переходя в позитивное измерение, месье Грамегна сообщил, что в начале октября в парламент ушел законопроект об уточнении содержания и процедуры tax ruling, включая предоставление полномочий новосозданной комиссии принимать решения по заявкам в налоговое ведомство.

Министр также заверил всех, что правительство будет скрупулезно соблюдать принятые в ЕС и ОЭСР установки по улучшению транспарентности финансовой сферы и борьбе с уклонением от налогов, чему способствует присоединение Люксембурга к системе автоматического обмена налоговой информацией внутри 28 стран Евросоюза. Герцогство не свернет с этого пути, но надеется, что к нему присоединятся другие страны, которые честно оценят справедливость собственных налоговых режимов. Иного пути, кроме как создать равные для всех условия (“level playing field”), не дано.

Аналогичные тезисы озвучила и потенциально самая крупная жертва разоблачений «ЛюксЛикс» – Жан-Клод Юнкер. Он напомнил и критикам, и своим симпатизантам, что стремление установить предел налоговому мошенничеству, было вписано в лозунги его предвыборной кампании. «Координация и приведение к единому знаменателю налоговой политики – с целью гармонизации налоговых режимов – это абсолютно необходимо. И я это сделаю»,– заявил Ж.-К. в интервью, опубликованном 10 декабря, на следующий день после выплеснувшегося второго ушата компромата.

Лично он, в свою бытность премьер-министра Люксембурга, занимая и пост министра финансов, не был причастен к сделкам с международными и транснациональными корпорациями. Вместе с тем, Ж.-К. признал, что муссирование слухов о необходимости призвать его к ответу, его «ослабили». Впрочем, не до степени функциональной беспомощности. Когда 76 депутатов Европарламента, объединенные в лоббистской группе евроскептиков, собрали подписи под требованием провести голосование о вотуме доверия Ж.-К., их поддержали еще 25 коллег. Но 461 высказался против того, чтобы напрямую увязать только что приведенного к присяге главу Еврокомиссии с неэтичными, но законными финансовыми сделками.

Удар был увесистым, но не смертельным. Пуля была явно не серебряная и пролетела у виска. Можно быть уверенным, что эта пуля – не последняя (см. «Англосаксы хотят свалить Жан-Клода Юнкера», №11(93), 2014). На понятное желание европейского общества и сообщества, уставшего от диктата могущественных финансовых структур, сделать эту сферу более прозрачной и более подотчетной накладываются и противоречия между евроскептиками и последовательными архитекторами единой Европы как унифицированной сверхдержавы, равно как между политиками старой формации и политиками новой волны. «ЛюксЛикс» – это и предлог, и оружие в межвидовой и внутривидовой конкурентной борьбе.

Владимир МИХЕЕВ

№12(94), 2014