Турция: Эрдоган будет править до 2029 года?


Мечты сильного лидера, своего рода «альфа самца» сбываются в одной отдельно взятой евроазиатской региональной державе? Похоже, что так. В турецком парламенте фракция националистов объявила, что подержит изменения в конституции для переформатирования структуры власти.

Таким образом, депутаты от самой ультраправой и третьей по влиянию политической силы в Турции солидаризировались с президентом (см. «Султанизация Эрдогана» , №12(105), 2015), который давно вынашивал планы перейти от парламентской к президентской республике, скопированный с эталонных государств, коими он считает США и Францию.

Проект реформы власти известен. Пост премьер-министра упраздняется. Все полномочия главы исполнительной вертикали будет сосредоточены в руках президента, у которого будут два заместителя (вице-президента?). Главный аргумент в пользу такой трансформации также многократно озвучен: фракционное дробление внутри парламента вынуждает искать компромиссы при создании коалиций, а те, в свою очередь, не долговечны, что придает шаткость всей конструкции, вызывает ненужное напряжение, приводит к частым кризисам.

Оппозиция в парламенте объявила, что будет голосовать против изменения основного закона страны и перехода к президентскому правлению. Народно-республиканская партия, старейшая и стоящая на кемалистских позициях, а также прокурдская Народно-демократическая партия встретили в штыки известие, что националисты стакнулись с Партией справедливости и развития, и теперь обладают большинством голосов, чтобы продавить любое решение.

Возникающий альянс тревожен еще и тем, что Партия националистического действия, стоящая на позициях пантюркизма, обладает возможностью дестабилизировать обстановку в стране. При ней состоит военизированная молодежная организация «Серые волки», чьи активисты – попросту ультраправые штурмовики, которые несут ответственность за убийство российского пилота Су-24. Им приписывают и череду политических убийств. Это достаточно самостоятельная структура. С учетом закрепленного в конституции Турции особого положения национализма как идеологии Ататюрка, у руководства этой партии никогда не было недостатка в активистах и симпатизирующих.

Так или иначе, президент Эрдоган, которому предстоит баллотироваться на второй президентский срок в 2019 году, может сыграть на опережение, провести реформу государственного управления и остаться в своем качестве уже до 2029 года. Это придется учитывать всем партнерам и просто контрагентам Турции (см. «Европарламент сказал Турции «гюле гюле»»,  № 11(115), 2016), в том числе Москве. И выстраивать свою политику на этом одном из ключевых направлений не на среднюю, а на долгосрочную перспективу.

Вадим ВИХРОВ