Тереза Мэй: железная леди «лайт»


На судьбоносном вираже истории, после того, как 52% островитян проголосовали на референдуме за выход из состава объединенной Европы (см. «Брекзит»: английский национализм взял верх», №6(111), 2016, ревностные охранители устоев королевства, не случайно называющие себя консерваторами, выбрали своим новым лидером и по совместительству главой кабинета 59-летнюю, не обремененную детьми и внуками, всю до мозга костей политизированную и тщеславную даму, которая последние шесть лет возглавляла министерство внутренних дел.

Выбор, остановленный тори на Терезе Мэй, безупречно логичен. Как логично давнее наблюдение, что для подлинного культа личности необходима как минимум личность. Преемнице опростоволосившегося Дэвида Камерона, рисковавшего с референдумом о разводе с Евросоюзом легкомысленно, а не глубокомысленно, и потому проигравшего, не занимать ни интеллекта, ни харизмы, ни ярких перьев в плюмаже ее послужного списка.

Для дочери англиканского священника, не погнушавшегося отдать ее на время в католическую школу, политика стала призванием. Подспорьем стало гуманитарное образование, полученное в университете Оксфорда (специализация – география), а затем опыт работы в Банке Англии и муниципальных органах власти в Лондоне. Вот уже почти двадцать лет – депутат палаты общин. Портфолио внушителен.

И, что немаловажно, конвертируется в популярность у избирателей, чему способствует заслуженная ею на посту главного стража правопорядка репутация «берегини». Этому она обязана проводившейся ею последовательно и решительно политике сдерживания неконтролируемой миграции.

Заступив на премьерскую вахту, Тереза Мэй сформировала свою команду, что сходу вызвало немало недоумения. Стоит упомянуть о двух ключевых назначенцах, задающих во многом содержание и тональность внутренней и внешней политики.

Если вывести за скобки пост вице-премьера, которого был удостоен лидер входящей в правящую коалицию Партии либеральных демократов Ник Клегг, вторым по значимости в правительстве считается канцлер казначейства (министр финансов). Им стал Филип Хаммонд, прежний глава Форин офиса, ранее возглавлявший министерство транспорта, а затем обороны, считающийся в политическом бомонде рабочей лошадкой и «эффективными менеджером», куда ни поставь.

Насколько назначение 60-летнего выпускника Оксфорда, где он изучал политику, экономику и философию, будет способствовать удержанию позиций Сити как одного из ведущих финансовых хабов, неведомо. Но с учетом жестких антироссийских взглядов мистера Хаммонда, в Москве об его уходе сожалеть не будут. «Русофоба перевели на финансы», выразился обозреватель российской деловой газеты «Взгляд», подкрепив это мнением политолога Сергея Караганова: «То, что Хаммонда убрали, правда, не вниз, а в сторону, не так плохо».

Куда более неожиданным стало продвижение на должность главы Форин офиса бывшего лондонского градоначальника Бориса Джонсона. Прозванный в блогосфере БоДжо Клоун (BoJo the Clown), этот патентованный евроскептик, один из моторов кампании «На выход», растрепанный крашеный блондин с турецкими корнями (см. «Потомок османов по имени Борис захватил Лондон», №6(23), 2008), станет отныне лицом британской дипломатии.

За последние годы словоохотливый эксцентрик БоДжо успел щедро раздать оскорбления по самому широкому кругу мировых лидеров, в том числе и президенту Турции Эрдогану, о котором он сочинил стишок («лимерик») для конкурса журнала «Спектейтор». Победил прочих злобных пиитов и получил премию в тысячу фунтов стерлингов.

В апреле 2006 года в бульварной «Сан» он засветился с высказыванием в адрес президента США Барака Обамы: «Будучи наполовину кенийцем, президент от своих предков унаследовал нелюбовь к британской империи, пламенным защитником которой всегда был Черчилль». В 2007 году БоДжо так охарактеризовал Хиллари Клинтон: «У нее крашенные под блондинку волосы, пухлые губы и стальной взгляд голубых глаз, чем она напоминает садистскую медсестру в психиатрической клинике». Любопытно: если госпожа Клинтон станет президентом США, как у нее сложатся отношения с невоздержанным на язык обидчиком?

Поговаривают, что одни сограждане пребывают в шоке от этой новости, другие же усматривают хитрый ход: неудачи Тереза Мэй сможет теперь списывать на «сорвавшуюся с цепи палубную пушку». Хотя БоДжо может скоропостижно остепениться, не зря же он подтвердил готовность принести извинения всем, кого когда-либо обидел, причем в первых строчках у него значится именно американские политики.

Не вполне понятно, как пойдет бракоразводный процесс с Евросоюзом. С одной стороны, госпожа Мэй заявила: «Есть необходимость договориться о лучших условиях для Великобритании по выходу из ЕС и определить для себя новое место в мире. «Брекзит» означает «Брекзит». И мы добьемся успеха». С другой стороны, она выступала в одной связке с Камероном, агитируя за лозунг «Остаться», что вызвало подозрение у местных обозревателей в неоднозначном финале.

Либо Британия с помощью юридических лазеек будет бесконечно долго тормозить процесс выхода из ЕС, либо сумеет выторговать себе дополнительные поблажки у Брюсселя и затем переиграет итоги референдума от 23 июня (см. «Что ждет Британию после «Брекзита»?», №6(111), 2016). В британской прессе этот вариант уже окрестили «Брекзит-лайт».

Наконец, вошествие во власть Терезы Мэй, которая курировала «дело Литвиненко» и обещала, что Британия будет и далее «сдержанно взаимодействовать с Россией», для Москвы не сулит прорывных благостных разворотов. Впрочем, никогда не говори «Никогда», как любил напоминать себе и окружающим придуманный персонаж Яна Флеминга под номером 007.

Владимир МИХЕЕВ