Главная > Дневник событий > Небо открылось. Но не для всех

Небо открылось. Но не для всех

image_pdfimage_print

Трудное решение принято: министры транспорта стран Европейского Союза поддержали, причем единодушно, соглашение с Соединенными Штатами о так называемом Открытом небе. Переговоры на эту тему длились четыре года.

Этот документ должен резко усилить конкуренцию в области воздушных перевозок через Атлантический океан, что в свою очередь, как ожидают, удешевит авиабилеты. Кроме того, есть надежда, что в ближайшие пять лет ежегодный объем перевозок на этом маршруте увеличится с 26 до 75 миллионов пассажиров, а экономические выгоды для потребителей превысят 12 миллиардов евро, и будут созданы дополнительно около 80 тысяч рабочих мест в Европе и США. К тому же, по мнению члена Европейской Комиссии Жака Барро, отвечающего за политику в области транспорта, конкуренция должна укрепить авиационную промышленность Европы, и способствовать консолидации ее авиаперевозчиков. Так, уже поговаривают о возможном слиянии немецкой компании «Люфтаганза» и испанской «Иберии», что создаст мощного конкурента нынешнему гиганту «Эр Франс-КЛМ».

Согласно достигнутой Брюсселем и Вашингтоном договоренности, европейские авиакомпании смогут совершать рейсы в любой город США, а американские – в любой город Европы. Но есть одно важное «но», которое вызвало в Европе критику соглашения еще до его одобрения: в США внутренний рынок авиаперевозок останется для европейцев закрытым. То есть, та же «Люфтганза» сможет совершать рейсы, например, в Даллас, но вот брать местных пассажиров и доставлять их, скажем, в Сан-Франциско или Нью-Йорк, увы, увы…

Этот документ, который вступит в силу в марте 2008 года, особенно настойчиво критиковали в Великобритании – кстати, главном союзнике США в Европе. До сих пор в крупнейший и самый насыщенный аэропорт Старого Света – лондонский Хитроу – из США могли летать авиалайнеры лишь четырех компаний – двух британских и двух американских. А теперь им смогут пользоваться многие авиаперевозчики США. Британской стороне удалось пролоббировать оговорку, согласно которой отдельные страны ЕС могут ограничивать доступы американских самолетов в свои аэропорты, в случае отказа администрации США идти на аналогичные уступки. Кроме того, европейские министры договорились об отсрочке начала действия «Открытого неба», чтобы британцы успели ввести в строй пятый терминал аэропорта Хитроу.

Предстоящая либерализация авиаперевозок вызывает протесты европейских защитников природы. По их подсчетам, эта мера увеличит выбросы углекислого газа в атмосферу примерно на 3,5 миллиона тонн в год – со всеми вытекающими пагубными последствиями для климата. Экологи считают, что Европа, играющая ведущую роль в борьбе с глобальным потеплением, не должна идти на подписание подобного договора с США.

Виктор САМОЙЛОВ

№4(10), 2007

№4(10), 2007