Главная > Дневник событий > В Никосии снесли «берлинскую стену»

В Никосии снесли «берлинскую стену»

image_pdfimage_print

Во всем Восточном Средиземноморье никак не могут пережевать «бульдозерную акцию» правительства республики Кипр. Как уже сообщалось, без всякого предварительного уведомления греки-киприоты взяли и демонтировали стену, разделявшую Никосию более 30 лет на греческую и турецкую части. По милости этой «берлинской стены» местного значения Никосия оставалась последним в мире разделенным городом.

После заварухи в 1974 году, когда правые силы, симпатизировавшие «черным полковникам» в родственной Греции, принялись устанавливать свой порядок, Анкара прислала войска, чтобы защитить соотечественников, обитавших в северных районах острова. Как мне подтвердил во время нашей беседы десять лет назад крупнейший политик Турции последнего полувека, на тот момент вице-премьер Бюлент Эджевит, он решился на силовую акцию после того, как согласовал ее… с руководством Советского Союза. В Москве не могли любить, по определению, фашиствующую военную хунту, которая заправляла тогда в Афинах, а потому, видимо, заверили Анкару, что займут позицию благожелательного нейтралитета.

Таким образом, и правопреемница СССР – сегодняшняя Россия – косвенно причастна к существованию «зеленой линии», находившейся все это время под контролем «голубых касок» ООН. С 2004 года вышло послабление: жители столицы обеих национальностей получили право пересекать границу при определенных условиях. Как будут развиваться события после того, как греки-киприоты неожиданно смели естественное препятствие, этот символ общей островной трагедии, и тем продемонстрировали свою добрую волю, сказать трудно. И этому есть объяснение.

В мае прошлого года в непризнанной (за исключением Анкары) Турецкой республике Северного Кипра на муниципальных выборах левоцентристская партия более умеренного политика Мехмета Али Талата, пришедшего к власти в 2004 году, получила щелчок по носу. Маятник настроений снова качнулся в пользу националистов, выступающих за полный суверенитет и независимость. Однако немало турок-киприотов с понятной завистью поглядывают на юг, куда после принятия Республики Кипр в Европейский Союз устремились инвестиции в туризм и сельское хозяйство – до 2013 года капиталовложения, одобренные руководством ЕС, составят только в агробизнес 170 миллионов евро. Немало и других благ и привилегий греки-киприоты обрели с членством в Союзе. Все это смотрится лакомым пряником для северных соседей. Но там есть и твердолобые ура-патриоты, которые не поступятся принципами, да и военные и националистические круги в самой Турции не позволят проявиться интеграционным настроениям.

Чему радуются те европейские политики и их избиратели, которые не желают пускать Турцию в Евросоюз, а потому всегда умело разыгрывают кипрскую карту, чтобы заблокировать попытки сторонников кооптирования этой 70-миллионой евроазиатской державы подстегнуть переговорный процесс о ее членстве в единой Европе. Похоже, что греки-киприоты, не дожидаясь разрешения из штаб-квартиры ЕС в Брюсселе, взялись самостоятельно наводить мосты, естественно, не из чистого альтруизма, а в собственных вполне земных интересах.

Владимир МИХЕЕВ

№4(10), 2007

№4(10), 2007