Главная > Дневник событий > Регламент для химии

Регламент для химии

image_pdfimage_print

Около 8 лет потребовалось для разработки и утверждения проекта РИЧ – самого крупного и амбициозного документа Европейского Союза, регламентирующего какую-либо сферу деятельности.

Он получил свое название от аббревиатуры английских слов «Регистрация, оценка и разрешение химических составов» (REACH), и определяет новые нормы продажи химических веществ в Союзе. Документ был утвержден после тяжелейших баталий во всех инстанциях и на всех уровнях. Компромиссная версия была принята Европейским парламентом 529 голосами «за» при 98 «против» и 24 воздержавшихся. Он вступит в силу в июне 2007 года, и не будет нуждаться в имплементационных мерах, одобряемых национальными парламентами, а непосредственно войдет в местное законодательство.

Документ ставит задачу ввести контроль над 30 тысячами производимых или импортируемых химических веществ, которые используются в ЕС в объеме, превышающем 10 тонн. Эти вещества входят практически во все товары повседневного пользования – от косметики до красок, от текстиля до электроники, от игрушек до чистящих средств, от консервантов до пластмасс – все, кроме продовольствия. Вместе с тем, воздействие подавляющего большинства из них на организм человека и на окружающую среду не изучен. Теперь все они должны быть зарегистрированы, исследованы, а данные переданы в создаваемое в Хельсинки Европейское химическое агентство. Срок – до 2018 года.

Среди этих веществ первостепенное внимание привлекают 1500, которые считаются особо опасными для здоровья, их свойства могут быть канцерогенными, мутагенными, аллергенными, способствовать бесплодию женщин. Те вещества, которым технически и экономически можно найти допустимый аналог, должны быть заменены. Хельсинское агентство для каждого из них определит сроки замены. Более гибкий подход возможен для тех составов, которые могут становиться опасными после определенного порога – таких около 180. В этих случаях производитель или импортер должен предоставлять определенные гарантии контроля над их использованием при разработке программы постепенного замещения. Разрешительный режим будет применяться к тем опасным веществам, альтернатив которым пока нет. Однако производители и импортеры должны будут предоставлять программу разработки замещающих веществ.

Система РИЧ вводит крупную новацию. Теперь не власти должны доказывать опасность того или иного вещества, а промышленники – их безопасность. При этом агентство должно заняться в первую очередь наиболее опасными веществами и теми, потребление которых особенно велико.

Вся процедура, завершившаяся одобрением тысячестраничного текста, началась в 1998 году, когда министры по делам окружающей среды стран ЕС поставили вопрос о необходимости регламентации оборота химических веществ. В 2001 году Европейская Комиссия опубликовала соответствующую «Белую книгу», в которой рассматривались различные варианты действий, а в 2003 году были сформулированы первые конкретные предложения.

Они были встречены в штыки компаниями, работающими в химической промышленности и имеющими одно из самых мощных лобби в Брюсселе: годовой оборот этой отрасли в ЕС составляет 440 миллиардов евро. Предпринимались попытки (на определенном этапе они казались более чем успешными) вовсе снять с обсуждения эту тему. Однако 30 ноября 2006 года были согласованы компромиссные предложения, которые сочтены сбалансированными. Например, были сняты требования сторонников наиболее радикальных мер о безусловном отказе от опасных веществ, даже если им нет замены.

Андрей СЕМЕРЕНКО

№6, 2006

№6, 2006