Главная > Дневник событий > Иммиграция > На пирогах – в погоню за счастьем

На пирогах – в погоню за счастьем

image_pdfimage_print

Южная Европа стонет под бременем пришельцев

Это уже напоминает ритуал. Жители Канарских островов и многочисленные иностранные туристы знают: если в море выходят два оранжевых катера испанских морских спасателей, жди очередную «порцию» незваных гостей из Африки, ибо вдалеке замаячило утлое суденышко или даже пирога, переполненная чернокожими беженцами. Об этом же свидетельствуют и рутинные приготовления службы приема нелегальных иммигрантов: сотрудники Красного Креста устанавливают палатки, раскладывают по пластиковым пакетам обувь, футболки, брюки, юбки… К допросам пришельцев, возраст которых, как правило, не более 25 лет, привычно готовятся местные полицейские.

Эти сцены теперь можно наблюдать по несколько раз в день, ибо приток переселенцев, прежде всего, из африканских стран, все нарастает, несмотря на расстояние более тысячи километров, отделяющее Черный континент от архипелага, который служит обездоленным вратами в благополучную Европу. По официальным данным, с начала года их число превысило 25 тысяч человек, что в очередной раз вынудило региональные и центральные власти Испании обратиться за помощью к партнерам по Европейскому Союзу.

На допросах вновь прибывшие, как правило, называют вымышленные имена и фамилии. Скрывают они и имена мафиози, которые взимают с желающих незаконно проникнуть в европейские страны эквивалент 700 евро с человека. Зная, что у Испании нет соглашений с Либерией и Сьерра-Леоне о репатриации, большинство нелегалов утверждают, что прибыли именно из этих африканских стран. Как бы то ни было, но с начала года удалось отправить на родину лишь 8% незваных гостей.

В результате центры размещения незваных гостей на Канарах переполнены, местным властям все чаще приходится арендовать гимнастические залы и дискотеки. Массовый наплыв африканцев вызывает недовольство местных жителей и зарубежных туристов, которым вид этих людей портит идиллическую картину отдыха и развлечений. На архипелаге опасаются проявлений расизма и ксенофобии. Наплыв нелегалов на эти острова объясняется ужесточением контроля в прошлом году в Гибралтарском проливе.

По истечении пребывания на Канарских островах пришельцев передают в распоряжение центрального правительства Испании, и они вызывают головную боль уже у Мадрида. После задержания на 40 дней подавляющее большинство из них отпускают на свободу, но уже с документом – письменным предупреждением о предстоящей высылке из страны. Поскольку властям выполнить это распоряжение весьма нелегко, то эти африканцы переходят на подпольное положение, свободно перемещаясь по всей испанской территории, а при желании и уезжают в другие страны ЕС, в которых действуют шенгенские соглашения о безвизовом режиме, что вызывает нарекания партнеров по Союзу. Оппозиционные правые силы Испании критикуют правительство социалистов за то, что страна «превращена в место приема всех нищих Африки».

Взаимодействие стран Союза в решении проблемы иммиграции также оставляет желать лучшего. Если Испания, Италия, Португалия, Греция и Мальта, подвергаемые особенно массовому нашествию из Африки, озабочены охраной своих южных границ и просят увеличить ассигнования на эти нужды, то крупнейший донор бюджета – Германия – стремится усилить иммиграционный контроль на своей восточной границе.

К тому же партнеры по ЕС, в первую очередь, Германия, Австрия и Франция, критикуют Мадрид за слишком либеральную политику в отношении незаконных иммигрантов.

Дело в том, что в 2005 году испанские власти легализовали около 600 тысяч иммигрантов, не имевших документов, что, по мнению оппозиционной Народной партии, и послужило мощным магнитом для многочисленных жителей Африки. Однако этот шаг приветствовали испанские профсоюзы и многие предприниматели. Хотя Мадрид не считает свою прошлогоднюю инициативу ошибочной, поскольку легализованы в основном давно живущие в стране выходцы из Латинской Америки, католическая вера и родной испанский язык которых позволяют им легче интегрироваться в общество, правительство социалистов заверило, что больше не будет прибегать к ней.

Серьезным препятствием на пути решения проблемы незаконной иммиграции служит и очень слабое сотрудничество африканских правительств в этом вопросе – они не спешат встречать репатриантов. Только власти Марокко соглашаются принимать всех своих беженцев, тогда как главные «поставщики» нелегалов – Мавритания, Мали и Сенегал – отказываются от соотечественников.

Настойчивые просьбы Мадрида о финансовой помощи не остались без ответа, но несколько патрульных судов, направленных Европейским пограничным агентством (ФРОНТЕКС), погоды у берегов Канарского архипелага не сделали. Летом в патрулировании этих островов участвовали только Италия, Португалия и Финляндия.

ФРОНТЕКС создано в 2005 году, его штаб-квартира находится в Варшаве. Генеральный директор Илкка Латинен (Финляндия) возглавляет пока лишь 65 сотрудников, в задачу которых входит, в частности, анализ возможных проблем, вызываемых миграцией. К 2010 году это агентство надеется увеличить число своих сотрудников вдвое, как и ежегодный бюджет (в 2006 году он равен 15,8 миллиона евро). Тем временем, И. Латинен жалуется на то, что «международное сотрудничество пока развивается трудно: каждая страна стремится сохранить свой суверенитет над границами и средствами, но желает при этом пользоваться поддержкой партнеров в случае необходимости».

В конце сентября Европейская Комиссия объявила о выделении 3,28 миллиона евро, предназначенных на 6 проектов (из них три – для Испании) приема нелегальных иммигрантов на юге Европы, дабы ответить на требования Испании, Италии и Мальты. Тем самым Брюссель проявил солидарность с наиболее страдающими от наплыва иммигрантов странами, которые, к тому же, превращаются в плацдарм для распространения пришельцев во многие государства ЕС. Ранее Брюссель выделил 3,4 миллиона евро ФРОНТЕКСу. Это ведомство не располагает собственным бюджетом, а получает субсидии от различных стран и от Европейской Комиссии.

В Брюсселе признают недостаточность этих средств для решения столь масштабной задачи, и обещают предусмотреть в бюджете ЕС на 2007-2013 годы более значительную помощь. При этом Комиссия надеется, что другие страны – партнеры по Союзу «проявят сознательность» и откликнутся на призывы об оказании помощи южанам.

В интервью парижской газете «Фигаро» член Европейской Комиссии Франко Фраттини, ответственный за юстицию, защиту свободы и безопасность, сказал: «Страны-члены ЕС не могут утверждать, что границы Испании – это не их границы. «Двадцать пять» должны проявлять солидарность: требуются самолеты, вертолеты, патрульные суда и эксперты, средства для улучшения деятельности ФРОНТЕКСа… Патрули должны быть европейскими».

По его словам, не меньше, чем с юга, в страны Союза прибывает и нелегальных иммигрантов с востока, через Турцию – но не через морские, а через сухопутные границы. Поэтому в Брюсселе разрабатывается две стратегии борьбы с иммиграцией – для морских и сухопутных границ.

Однако, как считает председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу, проблему нелегальной иммиграции невозможно решить с помощью мер безопасности. По его мнению, для этого необходимо «долгосрочное экономическое развитие тех стран, которые служат источником нелегальных иммигрантов. Это – главное, как и необходимость совместных действий всех 25 государств ЕС».

Новую головную боль у властей многих стран Союза вызывает и предстоящее вступление Румынии, а также Болгарии, в это объединение с 1 января 2007 года: в западноевропейских столицах опасаются наплыва, прежде всего, румынских иммигрантов.

Премьер-министр Румынии Калин Таричану поспешил заверить будущих партнеров, что его соотечественники «с низким уровнем доходов смогут, конечно, переселяться прежде всего в Италию и Испанию, где они столкнутся с меньшими языковыми трудностями, чем в других странах. Однако массовой иммиграции не ожидается». Глава правительства отметил, что сегодня Румыния уже сама сталкивается с нехваткой рабочей силы во многих отраслях быстро развивающейся экономики. Тем не менее, он призвал страны ЕС «оставить границы открытыми» для румынских трудящихся. К. Таричану подчеркнул, что принцип «свободного перемещения рабочих должен уважаться всеми странами – членами Союза».

В Тампере (Финляндия), где в 1999 году на сессии Европейского Совета было принято решение проводить совместную политику в области безопасности и юстиции, 21-22 сентября состоялась неформальная встреча министров иностранных дел юстиции и «двадцати пяти», посвященная более эффективному сотрудничеству в сдерживании нелегальной иммиграции, а также против угрозы терроризма. В кулуарах встречи многие участники отмечали, что одной из главных трудностей в решении этих, а также других задач, служит необходимость единогласного принятия решений представителями всех 25 стран. Эту проблему предполагалось решить с помощью единой Европейской конституции, которая предусматривала принятие решений по этим вопросам квалифицированным большинством голосов. Однако на референдумах во Франции и Нидерландах проект конституции был отвергнут.
Проблема охраны южных границ обсуждалась также в Мадриде 29 сентября представителями Испании, Италии, Греции, Кипра, Мальты, Португалии, Словении и Франции. Эта проблема включена и в повестку дня октябрьского саммита ЕС в Лахти (Финляндия).
Выступая на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос отметил, что проблемы миграции становятся «одним из главных вызовов XXI века, а Испания находится на переднем фронте».
По его мнению, «бедность ведет к новому глобальному вызову – необходимости управлять миграционными потоками, ибо нужда и голод не признают границ. Новые времена требуют новой политики. Неравенство в распределении доходов, рост безработицы, отсутствие перспективы в будущем недостаточное соблюдение прав человека и недостойные человека условия жизни подталкивают к миграции более 200 миллионов жителей планеты».
Испанский министр привлек внимание мирового сообщества к тому важному обстоятельству, что «демографические последствия массовой миграции сказываются не только на странах– ее источниках, но и на транзитных и принимающих государствах».
В свою очередь, известный французский эксперт, директор по международным отношениям Национального института демографических исследований Жак Верон считает: в Европе нередко забывают о том, что в мире существуют три основных направления миграционных потоков, причем примерно одинаковых по масштабу.
Условно их можно обозначить как «север-север», «юг-юг» и «юг-север». А внимание европейцев сконцентрировано лишь на последнем.
Между тем, первое отражает переселение, например, жителей Европы в США и Канаду, второе – части населения Бангладеш в Индию. А у нас преобладает мнение, отметил он, что «единственный и главный поток – это переселенцы из Африки в Европу».
Главы восьми государств и правительств Европы потребовали от руководства ЕС выдвинуть «новые инициативы» для борьбы с притоком нелегальных иммигрантов.
В письме, направленном председателю Европейской Комиссии Жозе Мануэлу Дурану Баррозу и председательствующему сейчас в ЕС премьер-министру Финляндии Матти Ванханену, лидеры Греции, Испании, Италии, Кипра, Мальты, Португалии, Словении и Франции отмечают, что масштабы незаконной иммиграции «превосходят имеющиеся у каждой страны средства» для ее сдерживания. По их мнению, эта проблема должна быть рассмотрена на общеевропейском уровне, поэтому предстоящий 20 октября в Лахти (Финляндия) неформальный саммит ЕС должен проявить «четкую политическую волю» и выдвинуть новые инициативы в этой области.
Руководители восьми стран предлагают, прежде всего, «усилить оперативное взаимодействие по охране морских границ ЕС», в том числе их патрулирование, активизировать деятельность по спасению и размещению иммигрантов, а также по установлению их личностей и депортации, увеличить финансирование ФРОНТЕКСа при более активном участии всех партнеров ЕС.
Это обращение «восьмерки» стало реакцией на то, что министры внутренних дел и юстиции 25 государств Союза на своей встрече в Тампере (Финляндия) не смогли достичь взаимопонимания в отношении единой политики в области борьбы с нелегальной иммиграцией. В результате пока не достигнута договоренность о совместном принятии необходимых мер на период до 2010 года.
Власти южно-европейских стран, неоднократно обращавшиеся в Европейскую Комиссию с просьбой о помощи, заявили на встрече в Тампере о недостаточной поддержке, которую им оказывают в этом вопросе. Так, министр внутренних дел Германии Вольфганг Шойбле подчеркнул, что правительство его страны понимает сложность нынешней ситуации, однако оно не готово выделять деньги. «Подлинное решение проблемы не следует начинать с просьбы денег у других» – сказал министр.

Большинство швейцарцев настроено против неевропейских иммигрантов. Это показал референдум, проведенный в Альпийской республике 24 сентября: 68% участников голосования поддержали гораздо более строгий закон об иммиграции, и почти столько же – 67,8% – за ужесточение условий предоставления права на убежище.
Отныне закон об иммиграции предусматривает, в частности, что пришелец из-за пределов Европы сможет получить работу в Швейцарии лишь в том случае, если обладают особыми профессиональными качествами, и если на это место не претендует ни один швейцарец или другой европеец.
Это дает повод международным правозащитным организациям заявлять, что швейцарское законодательство является одним из самых ограничительных в Старом Свете. Кроме того, сожаление по поводу новых законов выразила и базирующаяся в Женеве Комиссия ООН по делам беженцев.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№4, 2006

№4, 2006