Главная > Открываем старый свет > Демография > Демографическая бомба тикает все громче,

Демографическая бомба тикает все громче,

image_pdfimage_print

или Трехскоростная Европа

Через семь лет пророчество сбудется. В объединенной Европе смертность превысит рождаемость. Внутренние трудовые резервы сократятся до прискорбного минимума. Соотношение трудоспособного населения (от 15 до 64 лет) к иждивенцам (старше 65 лет) изменится с четырех к одному до двух к одному. Все это не замедлит сказаться на способности государств содержать в привычном материальном достатке всех вышедших на заслуженный отдых. И призрак того, что алармистски и просто скептически настроенные журналисты окрестили «войной поколений», начнет разбойно бродить-шататься по Европам…

На такие невеселые мысли наводит доклад главного статистического ведомства Евросоюза – «Евростата», развенчавший иллюзию, будто бы приток свежих рук и мозгов извне, то есть трудовых мигрантов, спасет неудержимо стареющую Европу от невольного аскетизма. Не спасет. Придет день, и в глухих сельских областях Польши, Болгарии, бывшей ГДР, а также на севере Испании и на юге Италии человека днем с огнем не сыщешь.

При этом население 27 государств вырастет с нынешних 495 миллионов до 521 миллиона в 2035-м, чтобы упасть до 506 миллионов в 2060 году. Для сравнения: в США будет насчитываться 468 миллионов жителей, включая ожидаемые к этому моменту 105 миллионов новых иммигрантов. Среди европейцев произойдет смена лидера: желтую майку чемпиона по приросту народонаселения у немцев перехватят британцы, которые плодятся с опережающей все прочие нации скоростью.

Прогноз таков: через 52 года в Соединенном Королевстве будут обитать 77 миллионов человек, во Франции – 72 миллиона, в Германии – 71 миллион. Поляков станет меньше на 18%, то есть, вместо нынешних 38 миллионов останется 31 миллион. Более существенная депопуляция затронет Литву (24%), Латвию (26%) и Болгарию (28%). В лидерах по рождаемости сегодня, помимо Британии, значатся Люксембург, Кипр и Ирландия. Как отмечают авторы доклада, там, где пустил корни демографический кризис, разрушаются опоры устойчивого экономического роста.

В принципе, еще не все предопределено, и статистические выкладки придется корректировать: возьмем Британию, куда за последний год переехало на ПМЖ 600 тысяч иммигрантов – но было и движение в противоположном направлении, и страну покинули навсегда 400 тысяч человек. Это самый высокий показатель эмиграции с 1991 года.

Все это не отменяет другой тревожной тенденции: рук и мозгов все равно не хватает, и в правительстве поговаривают даже об увеличении пенсионного возраста с нынешних 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Вот что считает Нил Кэрберри, один из руководителей Конфедерации британской промышленности: «По мере того, как уходит на покой поколение бэби-бумеров, мы станем свидетелями, как изменится соотношение пенсионеров к работающим гражданам. И многие сделают выбор в пользу того, чтобы продолжать работать».

Последнее нуждается в разъяснении: сегодня, как пишет газета «Индепендент», 12 миллионов британцев не сумели накопить себе средства на достойную пенсию. Дополнительная нагрузка ляжет на систему здравоохранения: каждый пятый в Британии – пенсионер, причем быстрее всего растет доля тех, кто перевалил за 80. Гендиректор организации Age Concern Гордон Лишмэн напоминает власть предержащим, что «необходимо улучшить медицинское обслуживание, особенно в том, что касается сохранения умственной полноценности и динамизма опорно-двигательной системы, чтобы пожилые люди как можно дольше оставались самодостаточными».

Понимают масштабы надвигающегося кризиса и в штаб-квартире ЕС. Амелия Торрес, официальный представитель Еврокомиссии, называет три неотложные программы действия: стабилизировать финансовые системы в странах сообщества, повысить занятость и провести структурные реформы в пенсионном обеспечении граждан.

…Демографическая бомба тикает все назойливее. И при сохранении тенденции, ведущей к частичной депопуляции отдельных регионов и целых стран в ЕС, что отразится на финансовых возможностях сообщества выравнивать социально-экономические уровни развития, произойдет не смягчение, а, напротив, закрепление нынешнего неравенства. «Европа двух скоростей» образца 1970-х, когда локомотивы интеграции, такие как Германия и Франция, тянули на буксире недоразвитых средиземноморских новичков, может вскоре превратиться в «Европу трех скоростей». Такой поворот событий в реализации достойного проекта «Единая Европа» отведет жителям обезлюдивших окраин роль граждан третьего сорта.

Владимир МИХЕЕВ

№10(26), 2008

№10(26), 2008