Главная > Дневник событий > В фокусе > Финляндия: между молотом и наковальней

Финляндия: между молотом и наковальней

image_pdfimage_print

Финские производители и экспортёры самой разной продукции подсчитывают убытки, вызванные ограничением импорта, который введён Москвой в ответ на «третью серию» антироссийских санкций Европейского Союза. А потери эти немалые: только «Валио», крупнейшая компания по производству молочных продуктов, может лишиться 20% доходов от своего экспорта. В прошлом году поставки в Россию принёсли фирме около 250 миллионов евро.

Россия – третий по значению торговый партнёр «Страны тысячи озёр» после Германии и Швеции. Из всех стран ЕС северный сосед имеет самую протяжённую границу с РФ. С давних пор Финляндия связана прочными узами с российской экономикой, которые не ослабевали даже в разгар «холодной войны», что позволяло финнам сравнительно безболезненно переносить циклические кризисы в Европе. А когда в начале 1990-х годов экономика России оказалась на грани коллапса, Финляндия погрузилась в глубокую рецессию, и безработица в этой небольшой стране достигала почти 20%.

Сегодня положение в Финляндии далеко от блестящего: в последние два года объём её внешней торговли значительно сократился, а «локомотив» финской промышленности – корпорация «Нокиа» – переживает тяжёлые времена. Антироссийские санкции и контрмеры, по данным Торговой палаты, так или иначе затронут интересы примерно половины финских предпринимателей. В Хельсинки надеются, что «торговая война» продлится недолго и вскоре удастся наверстать упущенное.

В дискуссии стран Евросоюза о введении и расширении санкций против Москвы Хельсинки занимает нейтральную позицию, не поддерживая ни «ястребов» (Польша, Литва, Великобритания и ряд других), ни противников этих мер, таких как Венгрия и Чехия.

Кстати
Серьёзный урон ответные меры России на санкции Брюсселя наносят производителям сельскохозяйственной продукции. Богатый урожай овощей и фруктов в южных странах ЕС не радует экспортёров, для которых ёмкий российскиё рынок был традиционным потребителем.
Попытка властей Евросоюза смягчить последствия своих мер за счёт финансовой помощи фермерам выглядит смехотворной: пока на эту цель выделено всего 125 миллионов евро. Такая сумма вряд ли сможет предотвратить почти неизбежный обвал цен на скоропортящуюся продукцию на рынках стран ЕС. Не говоря уже о том, что только убытки французских экспортёров фруктов оцениваются в 210 миллионов евро. А итальянские фермеры, по их подсчётам, потеряют около 2 миллиардов. ЕС может лишиться почти 130 тысяч рабочих мест. Не менее серьёзна и угроза того, что налаженные за последние два десятилетия торговые связи в этой сфере прервутся, а место старых поставщиков займут новые – из-за пределов Евросоюза, такие как Турция, Марокко, Египет, страны Латинской Америки.

№9(91), 2014

№9(91), 2014