Главная > Дневник событий > Политика > Комиссия Юнкера: что на выходе?

Комиссия Юнкера: что на выходе?

image_pdfimage_print

Формирование нового состава Европейской Комиссии, впервые проведённое частично с учётом итогов выборов в Европейский Парламент, вышло на финишную прямую. С 1 ноября 2014 года исполнительная власть ЕС должна приступить к исполнению своих обязанностей.

Ее возглавил бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, который представляет правоцентристов из «Европейской народной партии», получившей самое большое число мест на майском голосовании. Его еще летом утвердил на этом посту Европарламент.

Он сам относится к числу весьма влиятельных политиков, поскольку возглавлял правительство своей небольшой страны 19 лет – в ЕС это рекорд долголетия пребывания на таком посту. В состав исполнительного органа власти ЕС вошли также социал-демократы и либералы. По одному кандидату выдвигала каждая страна-участница, процедура формирования Комиссии пыталась соблюсти равновесие по целому ряду параметров – как по партийной принадлежности, так и по половому признаку. Получились 15 правоцентристов, 8 левоцентристов и 5 либералов. Набрали также 9 женщин.

Новый глава исполнительного органа власти «двадцати восьми» постарался придать ему больший политический вес, сделать его более представительным. Прежний состав считался слабым – как по личным качествам ее участников, так и по политическому весу самой Комиссии. Кстати, в новой команде остались шестеро из прежнего состава. Дорабатывающая последние недели Комиссия оставалась могущественным, но преимущественно техническим органом власти, оказавшимся не на высоте тех новых вызовов, с которыми столкнулся ЕС. Наиболее показательным за последние годы стал кризис зоны евро, с которым Брюссель откровенно не справился – решающую роль играли страны-участницы, прежде всего, наиболее влиятельные.

Старт «операции «Майдан» стал ярким примером беспомощности Комиссии при непомерных амбициях. Именно ее глава Жозе Мануэл Баррозу и глава внешней политики ЕС Кэтрин Эштон в конце 2013 года, не продумав ни стратегию, ни тактику дальнейших действий, дали украинским националистам несбыточную надежду на прием Украины в ЕС, подтолкнули к массовым выступлениям. Недальновидный пас европейцев приняли американцы, у которых как раз была и стратегия, и тактика, и готовые действовать люди. Промежуточный результат этой авантюры мы сейчас наблюдаем, причём теперь участие ЕС в развитии событий выражается в том, чтобы пассивно сидеть на обочине и в лучшем случае тащиться в фарватере США, теряя экономические и политические очки в глазах не только России, но и остального мира.

Ж.-К. Юнкер попробовал переформатировать Комиссию как раз за счет увеличения политического фактора в ее работе. Сработает ли это, будет ясно через некоторое время, но стремление очевидно. С одной стороны, он назначил семь своих заместителей, каждый из которых должен курировать определённые направления работы. В отличие от их предшественников, роль которых была номинальной и, по сути, сводилась к более высокой зарплате (23 тысячи евро в месяц против 20 тысяч у рядовых членов ЕК), сейчас председатель хочет видеть их полноценными координаторами, которые будут иметь право вето на предложения курируемых секторов. Любопытно, что среди заместителей больше выходцев из малых стран. Значит ли это, что наряду с дополнительными полномочиями они не будут считаться тяжеловесами, которыми традиционно считают представителей Германии, Франции, Италии и некоторых других крупных столиц? Пока это тоже не ясно, хотя задать подобный вопрос можно.

Определенной политизации Комиссии будет способствовать и тот факт, что в ней оказалось много бывших политиков, игравших важную роль в национальных правительствах. Среди них есть даже бывшие премьер-министры – из Словении, Эстонии, Латвии – и влиятельные министры, отвечавшие за разные направления – от иностранных дел и обороны до экономики и промышленности. Так, официальным вторым номером в составе ЕК, замещающим Ж.-К. Юнкера во время его отсутствия, становится нынешний глава МИД Нидерландов Франс Тиммерманс, представляющий левоцентристов.

Желание обеспечить некий внутренний баланс, равновесие между различными взглядами просматривается в распределении портфелей, как будто цель состояла в обеспечении равновесия, порой, противоречивых точек зрения с выработкой некоего курса, отражающего консенсус. Попробуем проиллюстрировать на конкретных примерах.

Ответственность за экономику возложена на француза Пьера Московиси. На прежней должности во главе самого могущественного правительственного ведомства во Франции (министерства экономики и финансов) он должен был обеспечивать сокращение бюджетных расходов и возвращение бюджетного дефицита до обязательных для участников зоны евро 3%. Он с этим явно не справился: Франция недавно объявила, что откладывает еще на 2 года (до 2017 года) возврат к такому показателю. Теперь П.Московиси возведен в ранг деятеля, призванного надзирать за экономической дисциплиной на уровне всего Союза.

Сходная логика видна в выборе главы МИД Венгрии Тибора Наврачича ответственным за гражданское общество, тогда как считающееся авторитарным правительство Венгрии в Брюсселе как раз критикуют за нелиберальные реформы в области свобод и гражданских прав. Нынешнему министру обороны Греции Димитрису Аврамопулосу в новом составе ЕК поручено курировать проблемы иммиграции и юстиции. Ведь Афинам как раз достается от брюссельского начальства за, как принято считать, недостаточно гуманное отношение к нелегальным иммигрантам, пробивающимся в огромном количестве на греческую территорию.

Значит, представителям определенной страны-участника в Европейской Комиссии поручается возглавлять то направление, в котором его страна считается отстающей? Сделает ли такой подход более эффективным решение проблем, в том числе, в конкретной стране? Видимо, задача именно такая.

Для решения других задач использованы иные методы. Например, энергетическую политику отдали бывшему министру сельского хозяйства Испании Мигелю Ариасу Каньете. Что здесь необычного? Он не занимался энергетикой, представляет страну, которая не закупает российский газ. А ведь именно газовые переговоры с Россией в последние годы выдвинули этот пост в Комиссии на первые роли. Значит, на такое направление поставлен совсем не ангажированный человек, в надежде обеспечить лучший результат?

А острейшую проблему британского участия в ЕС предполагается решить противоположным способом. В условиях нарастающего в Великобритании давления в пользу выхода из Союза, пост ответственного за финансовую политику ЕС в Комиссии назначен как раз британец – лорд Джонатан Хилл, возглавлявший до сих пор Палату лордов. Раз банковский и финансовый сектор является для Лондона наиболее важным, раз британцы полагают, что Брюссель слишком много на себя берет в этой сфере, то пусть ей занимается выходец из этой страны…

Ж.-К. Юнкер предложил такой ответ на новые вызовы. Насколько политически весомым и эффективным станет новый состав исполнительного органа власти ЕС, может стать понятным достаточно быстро. Во всяком случае, хуже, чем сейчас, явно уже не будет!

Состав и структуру Европейской Комиссии по главе с Ж.-К.Юнкером можно найти здесь.

Андрей СЕМИРЕНКО

№9(91), 2014

№9(91), 2014