Главная > Дневник событий > Политика > Франция: удастся ли наверстать упущенное время

Франция: удастся ли наверстать упущенное время

image_pdfimage_print

Переход через экватор действия президентского мандата Франсуа Олланд отпраздновал в день своего 60-летия. Отметил обе даты весьма скромно, вместе с четырьмя детьми и премьер-министром Мануэлем Вальсом, которому «стукнуло» 52 года. Затем оба руководителя, несмотря на разгар августовского отпуска, провели несколько дней за работой.

Им действительно было не до каникул. Экономическое положение во Франции вызывает всё большую тревогу у её жителей, включая тех, кто два с половиной года назад голосовали за социалистов. Поэтому глава государства и руководитель правительства в спешном порядке обсудили новый пакет реформ, направленных на возобновление экономического роста страны.

Совет министров обещал, что этот показатель составит в 2014 году 1%, однако в первом квартале он был нулевым, а во втором достиг лишь 0,3%. В то же время, инфляция сократилась на 0,3%, и перед Францией замаячила перспектива дефляции, а это уже чревато риском для всей зоны евро.

По словам М.Вальса, страну «ожидает трудная осень». В пространном интервью испанской газете «Паис» он отметил, что Франция переживает не только глубокий социально-экономический кризис, но и кризис доверия, и это продемонстрировали итоги недавних муниципальных выборов и выборов в Европейский Парламент (см. «Постэлекторальный синдром – новый виток системного кризиса ЕС», №6(88), 2014). Он обвинил правительства правых сил в том, что они длительное время избегали глубоких структурных реформ, приведя в качестве примера тот факт, что «у нашей страны более 30 лет не было сбалансированного бюджета… Эти реформы теперь предстоит воплощать в жизнь нам».

Избежать дефляцию Париж попытается принятием новых мер в области жилищной политики, создания рабочих мест для молодежи, а также привлечения инвестиций. Пакет реформ необходим правительству ещё и потому, что его амбициозный проект «Пакт ответственности», предусматривающий значительное снижение налогов для компаний, недавно был подвергнут критике Конституционным советом Франции.

Терпя фиаско во внутренней политике – индекс одобрения деятельности президента опустился до 13%, самого низкого показателя в истории Пятой республики, – Ф.Олланд проявляет активность на внешнем «фронте». Это касается, прежде всего, кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, в Ираке и на Украине. Поможет ли это повысить его популярность, пока неясно.

В таких условиях не стало неожиданным согласие президента с решением премьер-министра реорганизовать правительство, которому было всего пять месяцев отроду и в котором всё громче звучали голоса несогласных с политикой жёсткой экономии. Жертвами перетряски кабинета в конце августа стали главные «диссиденты» – министр экономики, известный антиглобалист Арно Монтебур, министр просвещения Бенуа Амон и министр культуры Орели Филипетти, которые своей критикой «переступили красную черту». Многие аналитики в Париже расценили роспуск правительства как отчаянный шаг главы государства, фактически объявившего ультиматум своей социалистической партии: вы со мной или против меня?

В новом правительстве ключевой пост министра экономики доверен бывшему партнёру банка Ротшильда, экс-советнику нынешнего президента Франции Эмманюэлю Макрону. Его считают либеральным технократом, сторонником большей интеграции Евросоюза. Важно и то, что 36-летний Э.Макрон непосредственно разрабатывал экономический курс нынешнего хозяина Елисейского дворца в полном соответствии с жёсткими требованиями Брюсселя и Берлина. Таким образом, тандем Олланд-Вальс заявил «городу и миру», что путь к тяжёлому реформированию французской экономики, повышению уровня её конкурентоспособности расчищен.

Как и следовало ожидать, крупные французские предприниматели с удовлетворением восприняли новый состав правительства и его обещание сохранить курс на сокращение налогов для компаний, а также на урезание социальных выплат. Однако прямо противоположной стала реакция значительной части правящей социалистической партии, что продемонстрировало углубление раскола в её рядах. В Национальном Собрании социалисты располагают лишь одним местом, превышающим абсолютное большинство (290 из 577), и при этом более 40 депутатов считаются «мятежными». Некоторые из них возмущены увольнением А.Монтебура и расценивают это решение как провокацию против соцпартии. Многие требуют более равномерного распределения тягот реформ между предпринимателями и простыми французами.

В середине сентября состоялось обещанное М.Вальсом голосование в парламенте вотума доверия новому правительству – уже второе менее чем за полгода! – и по проекту сильно урезанного бюджета страны на 2015 год. Нынешнее испытание волеизъявления депутатов премьер-министр пережил с трудом: его поддержали 269 народных избранника, 244 выступили против, а 53 воздержались (11 отсутствовали). Среди воздержавшихся оказался 31 социалист – больше, чем ожидалось. В случае поражения М.Вальса в парламенте, М.Олланду пришлось бы объявить досрочные выборы. Очевидно, что фронда усиливается, и что в случае досрочного проведения парламентских выборов наибольшие шансы одержать победу имеет ультраправый «Национальный фронт», что вызвало бы настоящую драму в жизни Пятой республики…

Тем временем третий правительственный кризис за два с половиной года пребывания Ф.Олланда у власти (см. «Франция: цугцванг президента Олланда», №4(86), 2014) продолжает будоражить его однопартийцев. Диссиденты объявили о создании течения под названием «Да здравствуют левые». У него пока нет лидера, но в него уже входят несколько десятков парламентариев и других видных политических деятелей Франции.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№9(91), 2014

№9(91), 2014