Главная > Финансы & банки > ЕЦБ: месяц до старта Единого надзорного механизма

ЕЦБ: месяц до старта Единого надзорного механизма

image_pdfimage_print

Почти год прошёл с момента вступления в силу Регламента о передаче Европейскому Центральному Банку особых полномочий, связанных с надзором за кредитными организациями*1 и более двух лет с момента, когда была озвучена идея создания Единого надзорного механизма (Single supervisory mechanism) на саммите глав государств ЕС*2.

Сама идея Единого надзорного механизма с самого начала стала первой из трёх основ нового европейского банковского союза наравне с единым механизмом санации проблемных банков и общей системой защиты вкладов*3. И хотя вторая и третьи опоры только недавно получили своё нормативное закрепление*4, *5, работа по созданию Единого надзорного механизма идёт полным ходом уже более девяти месяцев.

В течение прошедшего года была проделана серьёзная работа по созданию совершенно нового структурного подразделения, расположившегося «под эгидой» ЕЦБ. Уже более шестисот новых европейских чиновников к сентябрю приступили к работе в новом Комитете по надзору ЕЦБ, и это число увеличится до тысячи пятидесяти человек в ближайшие месяцы*6. Двадцать тысяч заявок из двадцати восьми европейских стран поступило на рассмотрение руководства Комитета за этот период*7.

Руководителем Комитета на пятилетний срок назначена Даниель Нуи, возглавлявшая ранее службу по надзору за банками во Франции*8.

Так же, как и сам Европейский центральный банк, новый Комитет расположился во Франкфурте-на-Майне, заняв при этом старое здание ЕЦБ. Таким образом организационно сотрудники нового Комитета максимально отделены от остальной части ЕЦБ. А роль «моста» между двумя этими частями, по её собственным словам, выполняет Сабина Лаутеншлегер, назначенная на пост члена Дирекции ЕЦБ в январе 2014 года. С февраля 2014 года она одновременно является и вице-председателем Комитета по надзору*9, осуществляя тем самым взаимосвязь и координацию деятельности Комитета с Дирекцией ЕЦБ.

Все эти организационные нововведения возникли, прежде всего, из-за нежелания ЕЦБ потерять свой авторитет в финансовых кругах. Проблема «авторитетности» ЕЦБ не раз была темой обсуждения при разработке Регламента. Так, с одной стороны, осуществление деятельности «под крылом» уже зарекомендовавшего себя положительно ЕЦБ несомненно оценивалось как большой плюс нового инструмента. С другой стороны, сам ЕЦБ не скрывал опасений по поводу возможных собственных репутационных рисков от принятия решений неконтролируемого напрямую Комитета.

Помимо этого, организационное разделение преследует, безусловно, и желание строго разграничить полномочия по кредитно-денежной политике и новым надзорными функциями. О насущной необходимости такого строгого разделения не устают напоминать и финансисты из разных стран, прежде всего из Германии, где полномочия по надзору осуществляются отдельно от деятельности Центрального банка*10. Именно с этим связана и строгая конфиденциальность получаемых ЕЦБ сведений в рамках обоих своих полномочий. В связи с новыми полномочиями в октябре готовится к изданию обновлённая версия Кодекса поведения сотрудников ЕЦБ*11.

Внутри нового Комитета созданы 117 рабочих групп (по числу непосредственно контролируемых банковских групп), поделённых между двумя отделами (Directorates General Micro-Prudential Supervision I и II). Помимо этого созданы также отдел, занимающийся косвенным надзором за некрупными кредитными организациями, и отдел по общим вопросам надзора, а также секретариат*12.

Несмотря на то, что непосредственные надзорные полномочия ЕЦБ начнёт осуществлять только с 4 ноября 2014 года, Комитет уже начал подготовительную работу по организации своей дальнейшей деятельности. Это касается не только указанных организационных моментов.

Хотя окончательный список кредитных организаций, попавших под непосредственный надзор ЕЦБ, был обнародован только 4 сентября*13, критерии отнесения банков в эту категорию достаточно подробно изложены в действующем Регламенте. Это величина чистых активов банка, его позиция по этому показателю в государстве, ведение деятельности в нескольких европейских странах или собственная заявка банка. На данный момент в списке 120 кредитных организаций с активами приблизительно в 25 триллионов евро*14.

Что интересно, среди этих банков есть и банки не из стран зоны евро – Великобритании, Швеции, Дании и др., которые ведут свою деятельность на территории стран, использующих евро. В связи с этим новые полномочия ЕЦБ получили свойства экстерриториальности. По сообщениям руководства ЕЦБ, в таких случаях ЕЦБ будет действовать со всем вниманием к «национальным практикам» надзорных органов и, безусловно, в кооперации с ними*15. Интересно, что подобного рода практика не подпадает под действие статьи 7 Регламента, в соответствии с которой происходит сотрудничество ЕЦБ с надзорными органами государств, не входящих в еврозону*16. Согласно указанной статье государство может распространить на себя действие Регламента о Едином надзорном механизме путём специального заявления. Однако до настоящего момента большого количества желающих передать свои полномочия в столь тонком вопросе не обнаруживалось.

В связи с большим объёмом полученных полномочий и всей сложностью проблемы в течение 2014 года Комитет совместно с Европейским банковским управлением проводит «стресс-тесты» интересующих его европейских кредитных организаций на предмет соответствия их предъявляемым действующими правилами критериям*17.

Стресс-тесты призваны оценить устойчивость положения банков в случае экономического и финансового кризиса, оценить имеющиеся активы, определить соответствие требованиям отдельных показателей и выявить возможные проблемы. В рамках стресс-тестов предусмотрено два сценария: оптимистичный, предусматривающий рост экономики и жёсткий – сравнимый с серьёзным финансовым кризисом. В обоих случаях проверяется готовность банков к последствиям обоих сценариев и соответствие их ключевых показателей предъявляемым требованиям.

Это было сделано, во-первых, для более полного представления текущего состояния дел кредитных организаций и, во-вторых, из-за нежелания ЕЦБ «рисковать» своим авторитетом в работе с потенциально ненадёжными банками без предварительной проверки их состояния*18. По предварительным исследованиям, проведённым Goldman Sachs, не все банки успешно пройдут тест, включая даже немецкий Commerzbank*19. Однако официальные сведения о результатах проведённой проверки по заявлению будет доступна не ранее второй половины октября.

Из опубликованного ЕЦБ в сентябре после почти 11 месяцев работы списка 120 банковских домов некоторые вызывают вопросы и у руководства нового Комитета ЕЦБ, однако до октября 2014 года (официальная дата публикации итогов стресс-тестов) они предпочитают не разглашать эти сведения*20. По причине конфиденциальности этих сведений на данном этапе конкретные организации представителями ЕЦБ пока не называются. Хотя аналитики во многих европейских странах уже подыскивают кандидатов оказаться в этом списке*21. При этом ещё в начале 2014 года при назначении на должность главы Комитета по надзору Даниель Нуи выразила своё негативное отношение к «слабым банкам» и допустила возможность их закрытия*22. Возможность ЕЦБ отозвать лицензию предусмотрена в статьях 4 и 14 Регламента. Однако следует принимать во внимание, что решения ЕЦБ в области банковского надзора подпадают под действие ст.263 Договора о функционировании ЕС и ст.13 Регламента, т.е. могут быть обжалованы в Суде ЕС. Возможность судебного контроля должна способствовать сдержанному и продуманному принятию решения Комитетом по надзору ЕЦБ.

Хотя в самом Регламенте предусматривается, что Европейский парламент и Совет могут «подвинуть» дату начала работы Единого надзорного механизма в случае, если к этому моменту не будет полностью подготовлена его работа, на практике это крайне маловероятно.

Организация работы нового Комитета, как видно, подходит к своему логическому завершению, предварительные «стресс-тесты» вверяемых в надзор банков уже почти закончены, необходимость для единой Европы банковского союза на фоне продолжающихся проблем с некоторыми ведущим банками в странах еврозоны не ослабевает.

В то же время ежеквартальные отчёты, последний из которых выйдет уже непосредственно перед запуском Единого надзорного механизма в конце октября 2014 г., уверенно рапортуют о соблюдении всех организационных сроков для начала работы нового надзорного механизма уже с 4 ноября 2014 г.

Роман ТУРКИН

*1 Council Regulation (EU) No 1024/2013 of 15 October 2013 conferring specific tasks on the European Central Bank concerning policies relating to the prudential supervision of credit institutions. Official Journal of the European Union. L 287/63. 29.10.2013.

*2 Bericht des Prasidenten des Europaischen Rates Herman Van Rompuy. Brussel, den 26. Juni 2012. EUCO 120/12 // http://consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/de/ec/131294.pdf

*3 A Roadmap towards a Banking Union. COM/2012/0510 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52012DC0510&from=DE

*4 Regulation (EU) No 806/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 July 2014 establishing uniform rules and a uniform procedure for the resolution of credit institutions and certain investment firms in the framework of a Single Resolution Mechanism and a Single Resolution Fund and amending Regulation (EU) No 1093/2010 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014R0806

*5 Directive 2014/49/EU of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on deposit guarantee schemes. Official Journal of the European Union. L 173/149. 12.06.2014

*6 Interview with Daniele Nouy. Phileleftheros. 25 August 2014 // http://www.ecb.europa.eu/press/inter/date/2014/html/sp140825.en.html

*7 Lautenschlager, Sabine. «Die niedrigen Zinsen sind gerechtfertigt». Deutschlandfunk. Interview der Woche. Beitrag vom 07.09.2014 // http://www.deutschlandfunk.de/ezb-die-niedrigen-zinsen-sind-gerechtfertigt.868.de.html?dram:article_id=296776

*8 Daniele Nouy appointed as Chair of the Supervisory Board. 16.12.2013. // http://www.ecb.europa.eu/press/pr/date/2013/html/pr131216_2.de.html

*9 Lautenschlager, Sabine. «Die niedrigen Zinsen sind gerechtfertigt». Deutschlandfunk. Interview der Woche. 07.09.2014. // http://www.deutschlandfunk.de/ezb-die-niedrigen-zinsen-sind-gerechtfertigt.868.de.html?dram:article_id=296776

EZB darf nicht zur „eierlegenden Wollmilchsau“ werden. Handelsblatt. 04.09.2014. // http://www.handelsblatt.com/politik/konjunktur/nachrichten/ex-bundesbank-chef-weber-ezb-darf-nicht-zur-eierlegenden-wollmilchsau-werden/10652724.html

*11 SSM Quarterly Report 2014 / 3 Progress in the operational implementation of the Single Supervisory Mechanism Regulation. P.23.

*12 SSM Quarterly Report 2014 / 3 Progress in the operational implementation of the Single Supervisory Mechanism Regulation. P.9.

*13 ECB publishes final list of significant credit institutions. 04.09.2014 // http://www.ecb.europa.eu/press/pr/date/2014/html/pr140904_2.en.html

*14 Interview with Daniele Nouy. “Diena”. 29.08.2014 // http://www.ecb.europa.eu/press/inter/date/2014/html/sp140829.en.html

*15 Interview with Daniele Nouy. “Aripaev”. 26.08.2014 // http://www.ecb.europa.eu/press/inter/date/2014/html/sp140904.en.html

*16 Council Regulation (EU) No 1024/2013 of 15 October 2013 conferring specific tasks on the European Central Bank concerning policies relating to the prudential supervision of credit institutions. Official Journal of the European Union. L 287/78. 29.10.2013.

*17 ЕЦБ проверит готовность европейских банков к новой рецессии в экономике. РБК daily. 29.04.2014. http://rbcdaily.ru/world/562949991330055

*18 Stellungnahme der Europaischen Zentralbank vom 27. November 2012. Amtsblatt der Europaischen Union. C 30/6. 01.02.2013.

*19 Europas Banken haben zu wenig Kapital. Handelsblatt. 03.09.2014. // http://www.handelsblatt.com/unternehmen/banken/51-milliarden-euro-europas-banken-haben-zu-wenig-kapital/10646328.html

*20 Interview with Daniele Nouy. Phileleftheros. 25 August 2014 // http://www.ecb.europa.eu/press/inter/date/2014/html/sp140825.en.html

*21 EZB-Stresstest – Wo die Wackelkandidaten zu Hause sind... Wirtschaftsblatt. 03.09.2014. // http://wirtschaftsblatt.at/home/nachrichten/europa/3864099/EZBStresstest-Wo-die-Wackelkandidaten-zu-Hause-sind

*22 Регулятор еврозоны намерен закрывать слабые банки. Ведомости. 10.02.2014. // http://www.vedomosti.ru/finance/news/22544001/regulyator-evrozony-nameren-zakryvat-slabye-banki

№9(91), 2014

№9(91), 2014