Главная > Открываем старый свет > Век учись > Франция: отказаться от отметок?

Франция: отказаться от отметок?

image_pdfimage_print

Изучить вопрос целесообразности отмены отметок в школе предложил незадолго до своей замены на этом посту министр образования Франции Бенуа Амон. В конце лета он объявил о проведении общенациональной конференции по проблеме оценки учеников, в ходе которой эксперты и работники системы просвещения должны высказать свое мнение по этому вопросу. Эксперты приступили к работе, результаты дискуссии, как ожидается, будут объявлены в декабре 2014 года.

Для французской школы тема оценок уже не первое десятилетие имеет большую остроту. В основе лежит мнение, что система образования в стране не относится к числу самых эффективных. Однако рецепты для преодоления сложившегося положения предлагаются разные.

Одни считают, что после событий 1968 года и либерализации французского общества, в том числе, образовательной системы, она перестала готовить людей с твердыми знаниями, а только балует маменькиных сынков. «Усредниловка», укоренившаяся во французской системе просвещения, осложнила жизнь сильным ученикам, зато середняки чувствуют себя комфортно. В результате были выращены несколько поколений недоучек. Те, кто придерживаются такой точки зрения, уверены: отмена баллов в школе добьёт систему и будет равносильна капитуляции.

Другие стоят на иных позициях. Они уверены, что французские ученики и преподаватели зациклены на отметках, неуспевающие боятся низких баллов, которые порождают у них стабильную закомплексованность во взрослой жизни. Это обрекает часть учеников на положение вечно отстающих, не даёт им преодолеть хроническое отставание.

Проведённое в рамках всей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) трёхлетнее тестирование по Международной программе оценки обучающихся (Programme for International Student Assessment – PISA) показало: французские учащиеся больше других боятся ошибиться. Они предпочитают вовсе не отвечать, лишь бы не дать неправильный ответ. Именно на результаты этой работы ссылался министр образования Франции, объявляя о своей инициативе.

Светлана ФИРСОВА

№9(91), 2014

№9(91), 2014