Главная > Открываем старый свет > Век учись > В Люксембурге лишь один из десяти получит вузовский диплом

В Люксембурге лишь один из десяти получит вузовский диплом

image_pdfimage_print

Парадокс, да и только. Люксембург может заслуженно похвастать завидными успехами на поприще просвещения. Здесь в школах – самые малочисленные классы. Один преподаватель приходится на 9 учеников, в то время как в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – один на 13. Здесь самые высокие зарплаты у учителей, среди которых преобладают молодые специалисты, многие моложе 30 лет. Чего ещё пожелать?

Но тогда непонятно, почему только 40% учеников старших классов школы закачивают свое обучение вовремя, не оставаясь, по устоявшемуся выражению, «на повтор года». В среднем по странам ОЭСР процент тех, кто продвигается вперёд размеренно и без пауз, – 72%.

Среди девочек 55% не получают в положенный срок полноценный школьный аттестат зрелости. С мальчиками, как водится, всё обстоит печальнее: 64%, или почти две трети, выпадают на время из учебного процесса. Хуже обстоят дела только с теми, кто обучается в профессионально-технических училищах: 71% не смогут (или не захотят) завершить обучение в отведенный срок.

Такие статистические данные приводятся в обнародованном исследовании ОЭСР – «Беглый взгляд на систему образования» (Education at a Glance). Тревожно и то, что число обладателей аттестатов и дипломов не увеличивается, а сокращается. В 2012 году, по статистике, из люксембуржцев в возрасте 25-64 лет всего 39% завершили полный цикл школьного образования. Десять лет назад эта доля составляла 43%.

В принципе, среди 21 страны Евросоюза, ставшей объектом изучения, доля населения в этой возрастной категории, которая имеет полноценный школьный аттестат, составляет 48%. Опять же, в среднем по всем странам ОЭСР она не превышает 44%.

Самым настораживающим прогностическим выводом стало утверждение авторов исследования, что менее одной четверти молодых граждан Люксембурга поступят в высшие учебные заведения и менее одной десятой из них дойдут до финиша и получат свой вожделенный диплом.

Не стоит огорчаться, не всё так мрачно: Люксембург занимает почетное второе место снизу по числу тех молодых людей, которые не учатся, не получают профессиональных знаний и навыков в ПТУ или не работают. Таковых всего 8%, меньше только в Нидерландах (7%).

Но вот о чём стоит задуматься руководителям системы образования и государства в целом, так это об эффективности инвестируемых ими средств. Отдача невелика, хотя Люксембург находится в передних рядах государств, которые щедро финансируют школу в широком смысле. На эти цели в крохотном герцогстве отпускается по 21700 долларов на каждого ученика и студента, тогда как средний уровень по ОЭСР – 8334 доллара. Расходы столь велики, стоит повториться, что здесь высоко ценят труд «шкрабов» (сокращение от «школьные работники»): они получает самое весомое вознаграждение среди своих коллег в странах ОЭСР.

Выходит, нет прямой зависимости от инвестиций в образование и «готовой продукцией» на выходе. Зависимость явно не прямая. Но кто в этом случае виноват? Не сами же «шкрабы»?!

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№9(91), 2014

№9(91), 2014