Словения: политический эксперимент или тенденция?


Неожиданным результатом закончились досрочные парламентские выборы в Словении. Они были проведены из-за развала прежней правительственной коалиции и призваны стабилизировать эту бывшую югославскую республику, которую еще несколько лет назад в Брюсселе представляли как образец успешной интеграции бывших соцстран в систему ЕС.

В итоге победителем вышла партия, которая ко дню голосования имела всего 6 недель от роду, а ее лидер, профессор конституционного права из Люблянского университета, 51-летний Миро Церар, сын дважды олимпийского чемпиона по гимнастике и бывшей министра юстиции, не имел за плечами никакого политического опыта. Буквально с профессорской кафедры – в премьеры!

Основанное им движение, которое он назвал своим именем («Странка Мира Церарья» – «Партия Миро Церара», или СМС в словенской аббревиатуре), по сути, не имеет четкой политической программы. Ее основной лозунг – борьба с коррупцией, а из экономических тем, актуальных для балансирующей на грани финансового краха страны, упор делался на необходимости приостановить непопулярную среди словенцев повальную приватизацию.

Политологи затруднялись определить, к какому политическому лагерю относить СМС, но сошлись на том, что партия, скорее, должна считаться левоцентристской. Ее поддержали около 35% проголосовавших, что обеспечило кандидатам-новичкам 36 депутатских мест из 88. При этом почти 3/4 мест в национальном парламенте получили именно левые и левоцентристские силы, включая радикальных левых, вдохновленных Алексисом Ципрасом, харизматичным греческим лидером всех партий такой направленности в Европе.

Показателем важности антикоррупционной тематики для современной Словении стало то, что главный оппозиционер из правоцентристской Словенской демократической партии, бывший премьер-министр Янез Янша вел предвыборную кампанию из тюрьмы! Он отбывает там двухлетнее заключение по приговору суда, который признал его виновным в получении взяток в 2006 году.

Еще одна деликатная тема для страны – приватизация. Прежнее правительство, стремясь избежать обращения за внешней помощью к ЕС, Европейскому центральному банку и МВФ, разработало программу реформ, составным элементом которой должна была стать продажа в частные руки 15-ти госкомпаний. Эта мера оказалась крайне непопулярной: словенцы опасались, что приватизированные компании более эффективными не станут, зато под предлогом повышения эффективности проведут массовые увольнения. М.Церар объявил, что пересмотрит часть этой программы (например, приватизацию столичного аэропорта или компании «Телеком Словения»), но будет придерживаться реформаторского курса, обещанного Брюсселю прежним правительством. Что это значит конкретно, пока остается неясным.

Зато ясно, что жители Словении в нынешних условиях готовы скорее поверить любому новичку без опыта, нежели профессиональным политикам, сменяющим друг друга у руля страны.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№8(90), 2014