Главная > Дневник событий > Политика > А британцы все о своём…

А британцы все о своём…

image_pdfimage_print

Британские политики и пропагандисты продолжают подыскивать аргументы в пользу того, что пора-де народу, который «никогда не будет рабом» (цитата взята из национального гимна островитян) сорвать с себя брюссельские оковы. На этот раз постарался лондонский мэр Борис Джонсон, по заказу которого был подготовлен аналитический доклад. В нем изучался гамлетовский вопрос, хотя и в обновлённой редакции – «оставаться или уходить?»

Всякий порядочный современный аналитик просто обязан знать, какой ответ от него хочет получить заказчик. И дело чести подлинного профессионала не обмануть ожиданий, чтобы потом можно было с чистым сердцем совершить прогулку к кассе.

Так вышло и на этот раз: основной вывод подготовленного документа состоит в том, что лучше Британии уйти из Союза, чем оставаться в нем на нынешних условиях.

Казалось бы, не нравится – скатертью дорога, ну чего уж так мучиться-то? Но британским политикам, как все знают, чужд национальный эгоизм, и они ставят вопрос широко: сделаете все по-нашему, так и быть, останемся с вами, а нет – значит «Британия будет могучей и славной за переделами ЕС», обещает Борис Джонсон.

Мэр опирается при этом на анализ, подготовленный независимой компанией «Вольтерра», рассмотревшей вопрос о том, как в долгосрочной перспективе скажется на Британии расставание с ЕС.

Составление таких прогнозов дело абсолютно беспроигрышное, и по благостной безответственности сопоставимое с тем, как Ходжа Насреддин учил ишака читать Коран: ну кому, в самом деле, в 2034 году придёт в голову выяснять, насколько осмысленны были стародавние футуристические выкладки этой самой «Вольтерры»? Или вы думаете, что за качество долгосрочных прогнозов всерьёз можно будет спросить с куратора этого исследования – банкира Джерарда Лайонза, да продлит Аллах его дни до середины 2030-х?

Нет, не подумайте плохого, аналитики – народ справедливый и соглашаются с тем, что лучше всего для Британии было бы «остаться в составе реформированного ЕС». Реформы, разумеется, должны кроиться по британским лекалам, а если все остальные не захотят плясать под лондонскую дудку, тем хуже для них. Дескать, Британия и без вас обойдётся. Вот уж напугали, так напугали…

Но помимо заклинаний из серии «обгадитесь тут все без нас» в анализе есть и цифры. Вот некоторые из них. К 2034 году Британия без всякого ЕС сможет значительно увеличить свой валовой внутренний продукт. Так что пребывание Лондона в Союзе – это буквально акт доселе невиданного альтруизма и просто странно, что неблагодарные европейцы не оценивают такое благородство в полной мере.

А вот оставаться в нереформированном, иначе говоря, не обтёсанном для полного британского удобства Союзе, это, по версии «Вольтерры», просто ад кромешный.

Но если уж Британия все же решит превратиться в «европейский Гонконг» у берегов Европы, то мешать ей никто не станет. Немцы смотрят на эти эскапады с лёгким сожалением: вроде приличные с виду люди, а невесть что вытворяют, словно расшалившиеся пятиклассники. Французы и вовсе пообещали раскатать перед уходящими островитянами красный ковёр. Может быть, огорчатся только польские сантехники, на засилье которых столько жаловались британцы.

Но некоторые вопросы относительно будущей самостоятельной жизни не желающих быть рабами Брюсселя все же остаются, и на них пока не сумела ответить даже задорная «Вольтерра».

Оказание финансовых услуг составляет 20% лондонской и 10% британской экономики. На чем основана уверенность островитян, что остальная Европа и дальше согласится сохранить Лондон в качестве главной финансовой калитки ЕС? Из уважения к каким-то прежним заслугам или просто так, потому что все люди – братья? Финансы, в отличие от реальных товаров, могут избрать точкой входа любое другое место или места, предоставив Лондону полную возможность и дальше пыжиться от гордости в одиночестве.

Ну, а у нестриженного любителя велосипедного транспорта и бескомпромиссного борца с пьянством явно не было времени, чтобы ознакомиться с европейским правом, описывающим единственный на сегодня легальный способ ухода из Союза – путём длительных двусторонних переговоров. Но аналитиков из «Вольтерры» этой возможности никто не лишал, верно? И они не могут не знать, что отдельные страны или весь Европейский Парламент легко может заблокировать британским экспортёрам доступ к Ай-Ти, банкингу, страховым и всем прочим услугам.

Нет, я не утверждаю, что вслед за этим британцы пойдут по миру. Но вот спрогнозированные аналитиками показатели ВВП выглядят в этом свете весьма призрачными. Или британцы уверены, что этот сочный кусок им отдадут просто так, по определению? Ой, вряд ли…

И еще один момент. Вообразим: те, кто сейчас пытается увести Британию из ЕС под предлогом того, что Союз не обеспечивает достаточной свободы торговли, этого извечного островитянского фетиша, преуспеют в своих намерениях. Кто сможет гарантировать, что, придя на этой волне к власти, они не обернутся банальными изоляционистами или, как сказали бы сами британцы, социалистами, вырядившимися в националистические одежды. Вот уж эти устроят такой либерализм, такую «фри трэйд», что мало никому не покажется.

И вот тут вполне может получиться, что Британия, ушедшая из ЕС из-за того, что он вынужденно стал много внимания уделять внутренним проблемам, вместо того, чтобы подгребать под себя все, до чего удастся дотянуться, окажется в изоляции, которую организует не злокозненный Брюссель, а доморощенные политиканы.

Андрей ГОРЮХИН

№8(90), 2014

№8(90), 2014