Главная > Финансы & банки > Энергетика > Германия: а платить-то кто будет?

Германия: а платить-то кто будет?

image_pdfimage_print

В 2011 году, после катастрофы на АЭС в Фукусиме, на волне антиядерной истерии правительство ФРГ приняло решение об отказе от использования атомных электростанций. Восемь АЭС были тогда же временно остановлены, да так и не пущены вновь. Пока работают всего девять станций. Сейчас на очереди прощание с АЭС в Графенрайнфельде, а последняя станция должна быть выведена из-под нагрузки к 2022 году. И все?

Как бы не так! Остаётся без ответа серьезнейший вопрос: а кто оплатит весь этот экологический восторг? Речь, заметим, идёт о более чем внушительных суммах. Ещё в мае прошлого года германские энергетические гиганты – Е.Он, РВЕ и ЭнБВ – дали понять властям, что за исключительно свой счёт они этого делать не намерены. Дескать, вы, господа политики, нарешали, вот и помогайте нам из общественного кармана. Не все же вам красоваться перед избирателями в облике защитников природы и борцов за безопасность сограждан. Ещё один член большой энергетической четверки – «Ваттенфаль» – поначалу остался в стороне.

Предлагалось организовать общественные фонды, которые будут отвечать за снос остановленных электростанций. Кто видел их вблизи, тот представляет, что это за махины, – и за утилизацию радиоактивных материалов и отходов. На все про все требовалось, по мнению концернов, каких-нибудь 36 миллиардов евро. Чтобы не быть с порога посланными в голубую даль, бизнесмены постарались придать своей идее привлекательность в глазах правительства. Они пообещали отказаться от всех судебных исков к кабинету министров, за счёт чего можно было бы компенсировать хотя бы часть убытков. В общем, тот же апельсин, только в профиль.

Тем более что, по мнению людей, знакомых с проблемами отрасли, это не более чем обычная «замануха» – начальная цифра, которая впоследствии вырастет до неузнаваемости. Ещё бы, ведь до окончательного решения этой масштабной задачи пройдут не годы, а десятилетия: это вам не старый сарай сломать.

Но ведь германский закон обязывает компании, эксплуатирующие АЭС, заранее резервировать средства, необходимые для их сноса. Это так, но здесь-то речь идёт о внеплановом разрушении, резонно возражают энергетики. Согласитесь, одно дело копить средства в ходе многолетней эксплуатации, и совсем другое – развалить станции, которые не то что прибылей не принесли, а и окупиться-то толком не успели. В любом случае, встав перед необходимостью нести такие расходы, концерны будут вынуждены как минимум серьёзно урезать свои инвестиционные программы. И все же правительство до сих пор не спешит влезть в любезно распахнутую концернами мышеловку. Госсекретарь министерства экономики Райнер Бааке в письме парламентской фракции «зелёных» пояснил, что кабинет министров всегда готов к диалогу с энергетиками, но при этом хотел бы, прежде всего, убедиться, довольно ли будет запрошенных ими сумм.

Показательно: в этом письме чиновники тщательно избегали даже малейшего намёка на уверения в том, что деньги налогоплательщиков не будут расходоваться на снос АЭС. Казалось бы, что стоит пообещать: нет-нет, ни в коем случае, как можно! Врать ни чиновникам, ни политикам не в новинку, как говорится, от них не убудет. Но раз не стали этого делать, то это определённо неспроста.

Заместитель главы парламентской фракции «зелёных» Оливер Кирхнер, коему было адресовано это письмо, сделал напрашивающийся вывод: в конце концов, все нехватки, как обычно, покроют из кошельков тёти Эммы и дяди Отто. И то сказать, период всеобъемлющих реформ – не самое лучшее время даже для энергетических гигантов. И уж, конечно, они постараются сделать все, чтобы минимизировать свои затраты. Законы бизнеса, знаете ли…

Сергей ПЛЯСУНОВ

№8(90), 2014

№8(90), 2014