Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Шенгенский договор: благо или зло?

Шенгенский договор: благо или зло?

image_pdfimage_print

Его хотят изменить и «правые», и «левые»

Одно из главных достижений Европейского Союза за последние десятилетия – действие Шенгенского соглашения об отмене внутренних границ на территории интеграционного объединения и ряде примкнувших стран – подвергалось жёсткой критике во время предвыборной кампании в Европарламент. Особенно настойчиво звучало требование ужесточить контроль над внешними границами «двадцати восьми».

С чем только не ассоциируют критики название этого люксембургского городка, давшего имя историческому решению Брюсселя! И «проходной двор Европы», и «символ отсутствия безопасности», и «средство социального демпинга»… А недавний террористический акт в еврейском музее Брюсселя подлил масла в огонь: предполагаемый убийца – боевик, вернувшийся с войны в Сирии, беспрепятственно передвигался по странам Евросоюза.

Успех, продемонстрированный популистскими, антиинтеграционными силами на июньских выборах в Европейский Парламент в целом ряде государств, вынуждает политиков считаться с их мнением о необходимости ужесточить шенгенские правила.

Этот договор, вступивший в силу в 1999 году, в частности, предусматривает, что отдельная страна не может его покинуть, оставаясь в то же время в ЕС. Поэтому в лучшем случае можно добиться от партнёров по Шенгену изменения некоторых его положений. Сейчас безвизовую зону образуют 26 государств, в том числе, не входящих в ЕС, а члены Евросоюза Болгария и Румыния пока в неё не допущены.

В 2013 году тогдашнему президенту Франции Н.Саркози удалось добиться изменения «Кодекса Шенгена», что позволяет властям стран, входящих в это соглашение, временно брать на себя контроль над внутренними границами в случае массового наплыва иммигрантов. До этого подобная мера предусматривалась лишь для случаев, когда этого требовали «интересы общественного порядка и национальной безопасности».

Но возникает вопрос: как эффективно усилить контроль над шенгенским пространством, если ежегодно его посещают около 700 миллионов самых разных приезжих? К тому же у некоторых стран, например, Италии, весьма протяжённые не только сухопутные, но и морские границы. Поэтому Рим особенно часто и резко настаивает на оказании ему «солидарной помощи» партнёрами.

По данным антитеррористических служб, не менее 2 тысяч европейцев уже отправились или собираются поехать в Сирию для участия в гражданской войне в этой ближневосточной стране (см. «Боевики возвращаются на новую родину – в Европу», №6(88), 2014). Они возвращаются поднаторевшими не только в терроризме, но и в боевых действиях – со всеми вытекающими из этого опыта джихадистов последствиями для европейцев…

Тем временем, министры внутренних дел и юстиции на регулярных и внеочередных совещаниях почти единодушно высказываются за ужесточение контроля над внешними границами шенгенской зоны, однако значительно расходятся в том, как этого достичь. Отстаиваемые позиции условно можно разделить на три: националисты и евроскептики, не мудрствуя лукаво, требуют отмены Шенгенского договора; социалисты и другие левые силы настаивают на усилении контроля в рамках интеграционного объединения и стран, присоединившихся к договору; правоцентристы преимущественно разделяют мнение сторонников Н.Саркози о целесообразности облегчить возможность усиления национального контроля над собственными границами в случае необходимости – например, неспособности соседней страны справиться с наплывом иммигрантов.

Однако эксперты предостерегают от принятия мер, противоречащих положениям Шенгенского договора, так как это неизбежно затруднит широкий обмен товарами, услугами и рабочей силой, тем самым препятствуя развитию экономики и интеграционным процессам. Они видят решение проблемы в наращивании роли «Фронтекса» – агентства по охране внешних границ Европейского Союза. Его бюджет в прошлом году составил всего 85,7 миллиона евро, оно не имеет собственных пограничников и вынуждено использовать по мере надобности контингенты, предоставляемые странами-членами ЕС. «Фронтекс» может быть задействован только по просьбе правительства той или иной страны Союза, поскольку они не желают, чтобы это агентство располагало собственным международным подразделением охранников границ. Вот почему многие наблюдатели видят главную проблему в отсутствии единой политической воли «двадцати восьми», направленной на модернизацию Шенгенского договора в соответствии с требованиями времени.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Кстати
Разведывательная служба Нидерландов передала властям Турции список более сотни имён вероятных голландских джихадистов, которые отправились воевать в Сирию и могут находиться на турецкой территории. Власти этой страны сообщили, что разыскивают подозреваемых с целью их ареста.
Джихадисты используют Турцию в качестве перевалочной базы, в которой рекрутируют боевиков и через которую переправляют оружие мятежникам.
В Бельгии власти вычеркнули из списков около 30 получателей социального вспомоществования и пособия по безработице, поскольку, по данным местной полиции, они уехали на войну в Сирии. Впрочем, некоторые бельгийские СМИ отзываются о них как о «борцах за свободу против сирийского диктаторского режима».
По данным датской газеты «Политикен», которая ссылается на сведения из спецслужбы, более 60 боевиков из этой страны воюют на стороне сирийских мятежников. По меньшей мере пятеро из них погибли. Датское правительство намерено выяснить источники финансирования боевиков, лишать их вида на жительство по возвращении в королевство, а также привлекать к суду за причастность к терроризму.

№7(89), 2014

№7(89), 2014