Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > Перспективы евро-атлантической интеграции России

Перспективы евро-атлантической интеграции России

image_pdfimage_print
Институт современного развития, Председателем Попечительского совета которого является Президент России Д.А. Медведев, 3 февраля представил доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Политическое значение этого аналитического документа не стоит недооценивать, хотя он не имеет статуса официальной доктрины. Впервые в новейшей российской истории ближайшими сотрудниками действующего президента обнародована декларация, в которой говорится о желательности вступления России в ЕС и НАТО.

Разумеется, в документе не определены временные рамки данного процесса. Однако это важный повод уже сегодня всерьез задуматься о перспективах реализации подобной идеи.

Нынешняя бедность широких слоев нашего населения делает вступление в ЕС вопросом отдаленного будущего. В то же время уровень жизни в нашей стране сопоставим с уровнем жизни наиболее бедных стран Евросоюза из числа новых членов и стран-кандидатов на вступление в ЕС.

Как известно, в условиях глобализации особую привлекательность для иностранных инвесторов из развитых стран приобрел Китай благодаря низким производственным издержкам. Тем не менее, Россия по-прежнему в культурном и социальном отношении ближе к Западу, несмотря на разницу в уровне развития.

Однако узко спрофилированная и энергоемкая экономика России (сырье и ограниченное количество конкурентоспособной продукции и технологий) будет, как и прежде, испытывать огромные трудности на пути интеграции в глобальную экономику, продвигаться вперед пошагово, особенно в условиях мирового финансового кризиса, который отражает диспропорции современной мировой экономики.

Отечественные эксперты зачастую говорят о желательности для России аналога «Плана Маршала», включающего трансферт технологий в контексте «партнерства для модернизации». Однако, очевидно, что в современных непростых условиях конкуренции на глобальном рынке возможность подобного плана является иллюзорной. Более конструктивным представляется серьезный анализ зон пересечения экономических интересов ЕС и России и поиск моделей сотрудничества по принципу «комплиментарности», взаимодополняемости.

Вместе с тем, возможен существенный прогресс в деле приближения России к стандартам ЕС в самых разных областях: технике, праве, медицине, социальной сфере, вопросах гражданского общества. Например, Президент России Д.А. Медведев не случайно призвал в рамках нынешней модернизации технического регулирования брать на вооружение стандарты ЕС.

Сегодняшняя политическая система и политическая культура России демонстрируют тенденцию к монопартийности, что, конечно, удаляет нас от стандартов развитых стран ЕС и НАТО. Нынешнее руководство России осознает опасность подобных тенденций, но развитие политической системы происходит очень медленно.

Как ни парадоксально, тема углубления кооперации России с ЕС и НАТО в сфере безопасности выглядит сегодня более конкретно, чем вопрос о членстве России в ЕС. Россия могла бы даже стать членом НАТО, поскольку уровень жизни населения не является в данном вопросе определяющим, о чем в том числе свидетельствует пример Турции и более общий факт того, что новые члены ЕС вначале вступают в НАТО.

Какие же факторы на сегодняшний день являются препятствием для вступления России в НАТО?

Один из главных – представления широкого слоя в российской элите о необходимости дальнейшего автономного движения в качестве самостоятельного центра силы в мировой политике. Думается, что нашему политическому классу не удалось пока отчетливо сформулировать контуры новой российской идентичности, отличной от советской, в том числе, во внешнеполитической сфере. Этот факт существенным образом ограничивает возможности нашего внешнеполитического маневра.

Вместе с тем, НАТО вполне могло бы включить в свой состав ещё одну ядерную державу наряду с США, Великобританией и Францией. Как известно, американская система ПРО подвергается сегодня активной критике с российской стороны. Тем не менее, НПРО США могла бы быть синхронизирована в будущем с создаваемой ныне российской системой воздушно-космической обороны. Создание современной ПРО на интернациональной основе представляется естественным шагом по снижению значения ядерного оружия в условиях «второго ядерного века» и укреплению режима нераспространения.

Пример тесного сотрудничества России с ведущими государствами НАТО в Афганистане является весомым аргументом в пользу того, что между нами возможно дальнейшее сближение в вопросах безопасности. Именно интернационализация, многосторонний характер усилий по стабилизации ситуации в Афганистане и в регионе в целом внушает определенный оптимизм. В этом заключается существенное отличие нынешней ситуации от тех подходов, которые имели место в истории, когда Афганистан, скорее, становился заложником «большой игры» «великих держав».

Более активное сотрудничество России с ЕС и НАТО в сфере безопасности могло бы оказать существенное содействие реформе ООН при активном включении КНР в вопросы глобальной ответственности. В среде российских экспертов бытует мнение о том, что развитие евро-атлантической интеграции России неизбежно обернется конфронтацией с Китаем. Представляется, что формирование единого цивилизационного пространства и пространства безопасности от Ванкувера до Владивостока, напротив, будет оказывать позитивное влияние на дальнейшую эволюцию КНР с учетом вовлеченности Китая в глобальную экономику.

Как известно, Россия является одним из ведущих экспортеров вооружений и военной техники наряду с США, Великобританией, Францией и Германией. Данное обстоятельство зачастую стимулирует изоляционистские настроения в нашей стране, но также не является препятствием для развития евро-атлантической интеграции, поскольку элементы конкуренции на данном рынке есть и между ведущими странами НАТО. Другой вопрос, что России и НАТО будет непросто согласовать критерии отбора стран-импортеров вооружений и военной техники.

Большие расхождения сохраняются и по общим вопросам архитектуры европейской безопасности. Новейшие инициативы Президента России Д.А. Медведева по заключению нового Договора о европейской безопасности, который рассматривается российской стороной в качестве предложения по пост-хельсинскому международно-правовому урегулированию, пока вызвали на Западе интерес, но не готовность к быстрой реализации.

В то же время, ЕС и НАТО придают большее значение в рамках существующей архитектуры безопасности ОБСЕ, заявления о «кризисе» которой не раз звучали с российской стороны. Однако нельзя не признать тот факт, что ОБСЕ, которая сегодня насчитывает 56 государств, включая все страны СНГ, США и Канаду, рассматривается многими, в том числе нынешней страной-председателем Казахстаном, в качестве важного фактора безопасности на евро-атлантическом пространстве.

Проблема Косова в отношениях России с НАТО и ЕС будет постепенно нивелирована за счет дальнейшего расширения ЕС и НАТО на Балканах. Острота темы Абхазии и Южной Осетии зависит от дальнейшего развития отношений между Россией, с одной стороны, и ЕС и НАТО – с другой.

Как известно, Президент России Д.А. Медведев назвал СНГ зоной «наших привилегированных интересов». Однако реальность появления независимых государств на постсоветском пространстве в условиях глобализации создает объективные предпосылки для активности в регионе ЕС и НАТО. Для сравнения: принятая США знаменитая Доктрина Монро не смогла в современных условиях глобализации стать препятствием для активности на Американском континенте стран ЕС, большая часть которых является членами НАТО. Российское руководство понимает формат данной проблемы, о чем свидетельствует стремление найти Modus Vivendi c Западом в СНГ, присутствующее в упомянутом докладе ИНСОР.

Окончание «холодной войны» без принципиального урегулирования между Россией и Западом не содействовало укреплению стабильности в мире. Это касается, прежде всего, проблемы терроризма. Однако не в меньшей степени подобное развитие событий обусловило дефицит убедительной перспективы в сфере безопасности и устойчивого развития на глобальном уровне.

Важно также, что принципиальная, оформленная в правовом и институциональном отношении, договоренность России с НАТО и ЕС стала бы однозначным сигналом о незыблемости прав собственности в нашей стране, в том числе для иностранных инвесторов.

Представляется, что существенную посредническую роль в этом процессе сближения могла бы и далее играть Федеративная Республика Германия. Являясь локомотивом европейском интеграции, ФРГ совместно с другими ведущими государствами ЕС могла бы придать гармонизации отношений России и НАТО необходимую европейскую перспективу. То же самое касается и построения единого энергетического пространства Евро-Атлантики. Особый характер сотрудничества России и ФРГ в этой сфере создает хороший задел для дальнейшего движения.

Важным аргументом в пользу дальнейшей, ориентированной на будущее, основательной проработки сближения России с ЕС и НАТО является выраженное желание молодого поколения россиян жить в открытом, современном и предсказуемом глобализирующемся мире.

Андрей НИКИТИН, к.и.н., доцент МГИМО (У) МИД России

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 07-03-02021а "Образ России в Совете Европы и Европейском суде по правам человека и пути его улучшения"

№3(42), 2010