Главная > Открываем старый свет > Только факты > Туристический бум по-гречески

Туристический бум по-гречески

image_pdfimage_print

После долгих лет мучительных посткризисных трудностей и, что уж греха таить, унижений, греки, наконец, увидели свет в конце тоннеля. И помогла им в этом, как и можно было ожидать, туристическая отрасль.

Нынешний год обещает стать самым щедрым за всю историю этого бизнеса в Греции, а это, как вы понимаете, о многом говорит. Причём то, что страна пошла на рекорд, стало ясно ещё весной. К маю большинство мест в гостиницах, гостиничках, пансионах и пансиончиках было забронировано. Причём повсюду – от Македонии до Пелопоннеса, не говоря уже об островах, которым воистину несть числа.

А вот приблизительное число туристов, ожидаемых в этом году, греки предусмотрительно подсчитали – 19 миллионов. В 2013 году их было тоже рекордное число – 17,9 миллиона, но это, как оказалось, не предел.

Для страны, в которой примерно пятая часть рабочих мест и валового внутреннего продукта так или иначе зависят от туризма – это просто манна небесная. Да, промышленность и строительство пока топчутся на месте, но туризм явно демонстрирует признаки того, что он вправе претендовать на роль локомотива экономики. Глава правительства Антонис Самарас некоторое время назад признал это.

Впервые с 2008 года Эллада может добиться роста ВВП. Не надо долго объяснять, что это значит для страны, экономика которой за минувшие шесть лет сжалась на четверть. Да, о наступлении золотого века говорить пока рановато, но небольшой успех (0,6%) – тоже успех. И вытащил страну из ямы спада именно туризм!

И это тем примечательнее, что между 2008 и 2010 годами отрасль по приёму гостей из-за рубежа лежала ничком наравне со всей экономикой страны. Бум тогда переживала соседняя Турция, а в Элладе доходы от туризма сократились к 2010 году на четверть – с 11,5 до 9,5 миллиарда евро в год. А уж про события 2011 года и говорить нечего: картины горящих баррикад в Афинах если и привлекали приезжих, то в основном таких, что лучше бы их и вовсе не было.

А вот затем дело пошло на поправку. Да не как-нибудь, а так, что рост измерялся двузначными цифрами. О причинах происшедшего можно только догадываться: даже признанные отраслевые эксперты и официальные представители крупнейших туристических компаний излагают всякие благоглупости, вроде того, что Греция издавна популярна у жителей европейского севера. Спасибо, объяснили…

Такой взлёт, который переживает сейчас греческий туризм, не объяснить ни беспорядками, охватившими Турцию, главного конкурента Эллады, ни снижением цен, начавшимся, кстати, вовсе не сейчас, а ещё в 2009 году. Верующие греки наверняка припишут это божьему промыслу, а атеисты пусть сами подберут устраивающее их объяснение.

В этом году прямые доходы греческой экономики от туризма должны составить 13 миллиардов евро. С учётом сопряжённых отраслей эта цифра вырастает без малого втрое – до 36 миллиардов, что на 2 миллиарда больше, чем в 2013 году. Среди гостей из Европы самую значительную часть традиционно составляют немцы – 2,7 миллиона человек в этом году и 2,3 миллиона – в минувшем.

Германские туристические концерны с удовлетворением заявляют, что Греция – это «тренд №1». Одному только лидеру отрасли компании Tui удалось перевалить за отметку в 400 тысяч человек и прибавить в этом сезоне 10%. А по отдельным направлениям, таким как Корфу и Кос, прирост составил и вовсе 20%.

Союз туристических предприятий с большим оптимизмом смотрит в будущее и надеется, что к 2020 году страна сможет принимать 24 миллиона гостей в год. Ну что ж, осталось только дополнительно подготовить необходимые для этого 150 тысяч мест в отелях.

Андрей ГОРЮХИН

№7(89), 2014

№7(89), 2014