Главная > Дневник событий > Политика > Британцы охладели к своим «Братьям-мусульманам»

Британцы охладели к своим «Братьям-мусульманам»

image_pdfimage_print

Лондон сделал ставку на Саудовскую Аравию в пику Катару?

Переоценка ценностей была практически неизбежной: малоубедительные итоги правления «Братьев-мусульман» в Египте и ползучая радикализация уммы во многих частях Европы побудили правительство Дэвида Камерона заняться фильтрацией зарегистрированных в Британии организаций, дающих повод заподозрить их в радикальных наклонностях.

В фокусе внимания оказались и «братья», хотя их духовные вожди и формальные лидеры неоднократно подчеркивали, что отвергают насилие как таковое. Что не помешало коалиционному кабинету консерваторов и либеральных демократов объявить о начале «срочного расследования» их деятельности на предмет, если процитировать лондонскую «Индепендент», «подготовки экстремистского заговора».

Понятно, что едва ли «братья» задумали на Британских островах взять реванш за поражение в Египте. Но не исключено, о чем открыто намекают источники в британских правоохранительных органах, что «братья» занимаются планированием боевых операций в различных частях региона Ближнего Востока и Северной Африки, используя Британию и как штаб-квартиру, и как тыловую базу, и как логистический координационный центр.

Объявлено о проведении «тщательной проверки», которая коснется философии этого влиятельного движения, проводимой им политики и оперативной деятельности с прицелом на связи с экстремистскими группировками, занимающимися, в том числе, террором. Во главе комиссии, получившей мандат на просвечивание «братьев», стоят весомые фигуры британского истеблишмента: сэр Джон Соерс, глава разведки (МИ-6), сэр Ким Даррок, советник по национальной безопасности, и сэр Джон Дженкинс, посол в Саудовской Аравии и самый крупный арабист во всем Форин офисе.

Поводом для расследования, как пишет пресса, стал факт бегства из Египта видных руководителей движения «Братья-мусульмане» и последовавшие их заявления о том, что именно отсюда они будут «координировать международный ответ (отпор)» на свое изгнание. Ясно, что ответ будет во многом сводиться к мести: в конце марта, напомним, суд в Каире приговорил 529 «братьев» к смертной казни…

Для официального Лондона публично объявленное расследование выглядит несколько нарочитой пиаровской акцией. Можно предположить, что это рассчитано на благосклонную реакцию третьей стороны. Какой именно? Не секрет, что «Братья-мусульмане» в значительной мере финансируется эмиром Катара. Прорыв «братьев» во власть в Египте был обусловлен не только их реальной популярностью в низах, но и многопрофильной опекой их разбогатевших на нефти и газе спонсоров в Персидском заливе. Но – для Саудовской Аравии, мыслящей по классическим ваххабитским канонам, продвигаемая «братьями» модель политического ислама неприемлема.

Боле того, смычка катарцев, главных конкурентов саудитов внутри суннитского сообщества (шиитский Иран выводим за скобки), и «братьев» сильно беспокоила Эр-Риад. В марте там составили список террористических организаций, поставив на видное место «Братьев-мусульман».

Таким образом, совпадение по времени появления этого черного списка и объявленного Камероном расследования деятельности «братьев» на территории Британии может трактоваться как изменение позиции. Лондон отдаляется от Катара и снова сближается с Саудовской Аравией.

Владимир МИХЕЕВ

Кстати
Проверка «братьев» на экстремизм смотрится довольно пикантно в контексте давних и почти семейных отношений между Британией и этой организацией, не всегда отличавшейся вегетарианскими нравами. Первые контакты были зафиксированы еще в 1941 году. Затем Лондон стал искать более тесного партнерства, будучи напуган стремлением Гамаля Абдель Насера в 1956 году национализировать Суэцкий канал и навредить британским интересам бизнеса в Египте и в регионе.
Как пишет «Индепендент», после того, как премьер-министр Энтони Иден заявил главе своего внешнеполитического ведомства Энтони Наттингу, «я хочу, чтобы его (Насера) убили», состоялись секретные переговоры с «братьями-мусульманами». В этих переговорах участвовали сотрудники МИ-6 и члены т.н. «суэцкой группы» из числа депутатов парламента от тори. Грязное дело хотели поручить «братьям», тем более что те сами были готовы действовать методами террора. В конечном счете, как известно, Британия вместе с Францией и Израилем предпочли напасть на Египет…

№5(87), 2014

№5(87), 2014