Главная > Дневник событий > Политика > Люксембург: дебют Беттеля с обращением к нации

Люксембург: дебют Беттеля с обращением к нации

image_pdfimage_print

Три бутылки воды не дали ему засохнуть

Реперные точки программного или, как ранее выражались, установочного выступления люксембургского премьер-министра Ксавье Беттеля оказались более предсказуемыми, чем ожидали местные обозреватели.

В ходе двухчасовой речи, как полагается по закону жанра, молодой премьер, чье хождение во власть состоялось менее четырех месяцев назад, постарался обозначить свое видение того, как он собирается лечить общенациональные болячки. Мсье Беттель напомнил о растущем бюджетном дефиците и своем видении, как от него избавиться. Коснулся давно и широко дискутируемых в обществе планов кабинета повысить НДС. Обозначил необходимость уточнить и дополнить законы социальной направленности, касающиеся, в частности, национальности и семьи.

Самым примечательным оказался посыл о том, что правительство Беттеля намерено достичь сиятельных вершин при меньших издержках. Это реально, если сократить расходы и повысить доходы. Как метафорично выразился премьер, «многое из того, чем мы обладаем, покоится на шатком фундаменте, а потому надстройку следует облегчить».

Отдельный пассаж был посвящен намерению диверсифицировать экономику, подразумевая смещение акцента с преимущественной функции Великого Герцогства быть международным финансовым расчетным центром, на другие сектора. В принципе, это свидетельство преемственности. Прежнее правительство уже занималось структурными реформами или, как говорят, переформатированием. Цель – превратить Люксембург также в заметный транспортный хаб в масштабе Европы. Создать инкубатор экологически чистых, а также информационных и коммуникационных технологий.

Едва ли не самой спорной считается реформа субсидий для обучения в вузах. Их сокращают. Студенческие ассоциации возмущены. Кс.Беттель успокаивал. В зависимости от обеспеченности и стоимости образования государство будет готово доплачивать до 16.700 евро в год.

Будучи в прошлом адвокатом, Беттель выстроил логику в защиту секвестрования государственных дотаций почти в духе Маргарет Тэтчер: «Да, для многих это станет сокращением пособий, да, для некоторых это обернется тем, что их комнатки будут меньше, а оплата банковского кредита (на обучение) выше. Но это также означает, что молодые люди будут на более раннем этапе учиться самостоятельно твердо стоять на ногах, брать на себя ответственность и планировать свое будущее».

В качестве компенсации правительство возьмет на себя гарантии по поощрению трудовой практики/стажировки для молодых дипломированных специалистов, а также организации профессиональной переподготовки в течение четырех месяцев. Эта мера призвана сократить безработицу среди молодых люксембуржцев. Одновременно намечены меры по уменьшению случаев досрочного выхода на пенсию и привлечению пожилых к возвращению к активной трудовой деятельности. Рынок занятости и здесь переживает не лучшие времена.

Параллельно подвергается ревизии вся система социальных пособий, в частности, для семей и безработных (см. «Люксембург: пособие на детей могут урезать», №1(83), 2014). В рамках тенденции к экономии государственных средств более строго будут контролировать расходы муниципалитетов, которые пока обладают определенной автономностью в финансовом стимулировании строительства дешевого жилья для сдачи в аренду. Правительство хочет увеличить налогообложение этого сектора, что, по мнению оппозиции, окажется контрпродуктивным.

Во внушительном перечне обещаний и намерений кабинета нашлось место и для мер по предотвращению суицидов и оказанию психологической помощи тем гражданами, что страдают от депрессии.

Оппозиция в лице Жан-Клода Юнкера была сдержанна в своей критике дебюта Ксавье Беттеля, лишь попрекнув его в том, что послание к нации содержало слишком мало новой информации. Единственно, что было подвергнуто порицанию, так это размытое объяснение по поводу индексации зарплат и позиции кабинета накануне тройственных переговоров по этой теме с профсоюзами и работодателями. В остальном складывается впечатление, что кардинальных расхождений во взглядах не обнаружилось.

Более того, месье Юнкер, люксембургский тяжеловес, который считается фаворитом на занятие поста главы Еврокомиссии после ухода Баррозу, даже похвалил своего преемника, назвав его планы «не только исходящими из добрых побуждений, но и весомыми». Осталось планы претворить в жизнь.

Владимир МИХЕЕВ

Премьера мучила жажда
Местная газета «Ворт» пригласила психолога, который специализируется на прочтении внутреннего состояния ораторов, выразить свое мнение. Педро Кастильо внимательно следил за выступлением премьера, комментировал по ходу и высказал замечания. После первой минуты эксперт заметил: Беттель «напряжен, а не расслаблен, как обычно». Через четыре минуты премьер застегнул все пуговицы своего пиджака. Может, это и требование протокола, говорит Кастильо, но известно, что «не принято застегивать последнюю пуговицу».
На 28 минуте Беттель стал чаще заглядывать в свой доклад. Кастильо замечает: «Теперь его голова ходит вверх-вниз, он клюет носом, точно цыпленок. Он в принципе хороший оратор, но мало пользуется жестами. Сегодня его глаза просто не оторвать от бумаг». Контраст разителен: в обращении к нации отсутствовал сильный эмоциональный окрас, что всегда составляло фирменный стиль Кс. Беттеля как оратора.
Основной вывод психолога П. Кастильо: несмотря на богатый опыт публичных выступлений, Беттель был заметно скован и официозен. Возможно, сказывается усталость. Но, скорее всего, причиной тому – необычность его нового статуса. Прежде он был в оппозиции, что позволяло критиковать правительство за то, что оно делает или не делает. Теперь сам Беттель оказался в положении, когда ему предъявляют счет и требуют отчета.
Впрочем, по мнению Кастильо, премьер сознательно засушил свою презентацию, надев непроницаемую маску, потому что 41-летнему политику нужно было создать у сограждан впечатление серьезного и вдумчивого руководителя, которому можно довериться и доверить страну. Задача не из легких. Не случайно за время своей речи Кс.Беттель осушил три бутылки воды.

№4(86), 2014

№4(86), 2014