Главная > Дневник событий > В фокусе > Спасет ли украинскую экономику ссуда МВФ

Спасет ли украинскую экономику ссуда МВФ

image_pdfimage_print

Три фактора предопределяют судьбоносное значение ожидаемых Украиной финансовых вливаний от внешних кредиторов.

Во-первых, казна пуста. Поступления в доходную часть бюджета скудные. Золотовалютные резервы с начала года сократились на 5 миллиардов долларов. Во-вторых, до конца года необходимо расплатиться по прежним долгам, выплатив проценты в размере 7,3 миллиарда долларов (см. «Евросоюз и Украина: вне зоны доступа», №12(82), 2013). В-третьих, для текущих финансовых операций и поддержания необходимых импортных закупок требуются оборотные средства – по подсчетам, на четыре месяца, с февраля по май, нужно располагать суммой не менее 10 миллиардов долларов.

Для относительно безболезненного выживания в 2014 году Украине требуется финансовая поддержка в размере 35 миллиардов долларов, что равно примерно трети денежной массы. Минимум для «прожития» в ближайшие месяцы – 10 миллиардов. Если их не наскрести по сусекам (нереально) и если такие «подъемные» не поступят со стороны (реально), то придется пустить в дело печатный станок, со всеми вытекающими последствиями: инфляционное давление, снижение покупательной способности, недовольство в обществе.

Этим обстоятельствами обусловлено понятное ожидание помощи со стороны. Главным благодетелем должен выступить Международный валютный фонд (МВФ), пообещавший выделить 15 миллиардов долларов. Это хорошая новость для Украины. Весь вопрос, куда уйдут эти средства?

Для правильной оценки кредита МВФ нужно поместить его в исторический контекст, вспомнив, что это будет уже третья кряду ссуда. В 2005 году после «оранжевой революции» и прихода к власти Виктора Ющенко МВФ выделил Украине 16,6 миллиарда долларов. Однако ни этот кредит, ни умеренный подъем экономики в интервале с 2004 по 2007 год в мировой экономике никак не сказались: украинский ВВП стагнировал и даже сокращался. По следам финансового кризиса 2008 года ВВП за 2 года потерял 15%.

В 2010 году МВФ предоставил новый кредит в размере 15,1 миллиарда долларов. Насколько эффективной оказались эти инъекции? Скромное оживление деловой активности вскоре споткнулось о два предварительных условия МВФ (обычная практика) при предоставлении помощи: повышение на 50% отпускных цен на газ для домохозяйств и сокращение государственных расходов, в том числе на поддержку украинского товаропроизводителя, выплаты зарплат бюджетникам, а также урезание субсидий для малообеспеченных слоев, в том числе пенсий. В итоге произошло падение покупательной способности и сокращение потребительского спроса, что в итоге снова привело к замедлению восстановления экономики.

Требования МВФ и сейчас остаются прежними: в обмен на третий кредитный пакет новое украинское руководство с приставкой «временное» обязано наполовину сократить субсидии домохозяйствам. Считаем: в 2012 году эти субсидии составляли 7,5% от ВВП, или примерно 13 миллиардов долларов. Иными словами, половина от кредита МВФ в 15 миллиардов долларов пойдет на покрытие этих субсидий, без которых не самые зажиточные граждане едва ли смогут прожить. Следуя указанию МВФ, придется также сократить государственные расходы (46% ВВП), от чего ВВП еще больше ужмется.

Наконец, никто не делает секрета, что львиная доля 15 миллиардов долларов пойдет на выплату процентов по долгам западным банкам, в первую очередь австрийским и итальянским. Часть направят на погашение торгового дефицита (по подсчетам, только для латания этой бреши необходимо 20 миллиардов долларов). Часть украинский Центробанк вынужден будет использовать для поддержания курса гривны. Все, что останется, – может попасть, наконец, в реальный сектор экономики, где, собственно, и генерируются основной ВВП и национальное благосостояние.

Возникает замкнутый порочный круг. Без крупных инвестиций в реальную экономику невозможен устойчивый рост. Но рассчитывать на ссуду МВФ для этих целей не приходится. Между тем требование МВФ о сокращении госрасходов приведет к росту безработицы среди бюджетников, а требование урезать субсидии – к сокращению потребления и пауперизации значительной части населения. Как следствие, может сбыться прогноз западных экономистов-скептиков, предсказывающих, что в следующие два года украинский ВВП потеряет от 5% до 15%.

Владимир МИХЕЕВ

Украинское издание «Тыждень» 26 января, еще до кульминации майдановского путча, комментировала ситуацию в экономике страны в сдержанно-оптимистической тональности, ссылаясь на помощь России. Уместно привести два пассажа:
«Кредит и скидка на газ от России предоставляют в распоряжение правительства огромную для Украины сумму, составляющую около 10% годового ВВП. Без нее тяжелые времена избежать бы не удалось… влияние России на экономическую ситуацию в нашей стране в 2014-м будет, пожалуй, самым большим за время независимости».
«Помимо кредита и скидки на газ Киев договорился с Москвой об активизации сотрудничества в самолето-, судо- и вагоностроении, а также в других отраслях. И хотя часто бывало так, что соглашения с Кремлем вилами по воде писаны, есть надежда, что эти последние договоренности помогут украинскому транспортному машиностроению по крайней мере частично восстановить позиции на внешних рынках, утраченные в 2013-м (за 10 месяцев экспорт транспортных средств уменьшился на 43% год к году)».

Кстати
«Приговор» международного рейтингового агентства Standard & Poor`s гласит: «Ухудшение политической ситуации на Украине подвергает способность правительства по погашению и обслуживанию долговых обязательств все возрастающим рискам и увеличивает неопределенность относительно продолжения предоставления финансовой помощи со стороны России в 2014 году. В настоящий момент мы полагаем, что в отсутствие значительных позитивных изменений (которых мы сейчас не ожидаем) вполне вероятен дефолт Украины».

№3(85), 2014

№3(85), 2014