Главная > Дневник событий > Иммиграция > Швейцария: ну, и что же дальше?

Швейцария: ну, и что же дальше?

image_pdfimage_print

Инициатива «Швейцарской народной партии» (ШНП) по ограничению числа мигрантов, в том числе из стран Европейского Союза, вызвала много шума. Она спровоцировала нешуточное негодование в Брюсселе, но зато на референдуме была поддержана большинством швейцарцев (см. «Швейцарцы потрясли и озадачили Большую Европу», №2(84),2014).

Однако похоже, что торжествовать «народникам» пришлось весьма недолго. Теперь, когда настало время практических шагов, почему-то оказалось, что инициаторы трескучей кампании банально не знают, что им делать со своей победой. Дилемма проста: или надо поставить под вопрос весь пакет соглашений, достигнутых в рамках «Билатерален I» – длительных и непростых переговоров между Брюсселем и Берном, поскольку там предусмотрено нерушимое право на свободу перемещения людей, или надо объявлять свою затею нереализуемой. В обоих случаях критических стрел, и в немалых количествах, избежать не удастся. Поэтому инициаторы идеи пока и не выдвигали никаких концепций.

Парламентская фракция ШНП сейчас занята обсуждением основных положений будущего документа, однако знающие люди говорят, что они без труда укладываются на страничку формата А4 и в основном повторяют то, что содержалось в их всем известной инициативе. То бишь все, что они на эту тему могут предложить, уже было ими не раз сказано перед референдумом – преимущество должно предоставляться коренным швейцарцам и иностранцам, уже живущим в Швейцарии и имеющим необходимые разрешения. Беда в том, что это противоречит новой конституции республики, в которой ограничен приоритет «швейцарцев и швейцарок».

Эксперты считают: после всех рассуждений ШНП, в конце концов, предложит вернуться к тому, что швейцарцам давно знакомо. Новое – это хорошо забытое старое. Речь идет о системе квотирования иммигрантов, которая действовала в республике с 1970-х годов по 2002 год.

Как это все тогда выглядело? В 1970 году в Швейцарии была впервые введена годовая квота, потом различные элементы этой системы пересматривались в 1986, 1991 и 1998 годах. В 80-х и 90-х годах прошлого века под квотирование попадала примерно 1/5 всех мигрантов. В основном это касалось сезонных рабочих и людей с годовым разрешением на проживание. Под квоты, к примеру, не попадали те, кто хотел заняться в Швейцарии бизнесом или приезжавшие для воссоединения с семьей. Позже различными исследованиями было подтверждено и признано: как регулятор рынка труда эта модель оказалась малоэффективной. Одна из причин как раз в том, что многие малоквалифицированные мигранты въезжали именно в качестве сезонных рабочих, получали разрешение на год, а, лишившись места и не найдя нового, пополняли ряды безработных, что имело негативные последствия не только с точки зрения статистики.

Большую часть квот федерация передавала в распоряжение кантонов, оставив себе некоторый резерв. Масштабы миграции зависели от экономической ситуации в стране. За 20 лет – с 1980 по 2000 год – доля иностранцев в населении страны, несмотря на все квоты и ограничения, выросла с 15% до 21%. В 2012 году она достигла 23%.

Дело, однако, не только в том, что система квотирования не спасает положения. На специально проведенной встрече представителей федерации, кантонов и «социальных партнеров», то есть работодателей и работников, было единодушно признано, что все они хотят сохранения действующих договоров с ЕС. Однако как это сделать, пока непонятно.

№3(85), 2014

Андрей ГОРЮХИН

№3(85), 2014