Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Сделают ли укорот британским олигархам

Сделают ли укорот британским олигархам

image_pdfimage_print

Поеживается ли в ожидании того, как тяжелая длань мытарей опустится на его кошелек, Джеральд Гросвенор, шестой герцог Вестминстера, самый видный из богатеев на Британских островах? Вряд ли. Но…

После публикации доклада известной благотворительной организации Oxfam под заимствованном у Диккенса («Повесть о двух городах») названием «Повесть о двух Британиях», не исключено, что холодок пробежал мурашками по его спине. Приведенные в исследовании факты способны в условиях аскетизма, навязанного островным гражданам кризисом с американской родословной, взбудоражить умы и оживить генетическую память о том, как их предки, вилланы под водительством Уота Тайлера, от безысходности взявшись за вилы и косы, стали выкашивать лендлордов (см. «Беби-бумеры, подумайте о детях!», №9(79), 2013).

Герцог Вестминстера возглавляет список олигархов потому, что сумел непосильным трудом накопить немало собственности, да и живых денег. В престижных лондонских районах Мейфэр и Белгравия (неподалеку от Букингемского дворца) ему принадлежит участок земли площадью 77 гектаров. Это больше, чем «золотая миля». Это превращает герцога в главного выгодополучателя от притяжения баснословных инвестиций в недвижимость, благо желающих поселиться по соседству от английской королевы по-прежнему предостаточно, будь то арабские нефтяные шейхи или скоробогатые «бароны-разбойники» ельцинского призыва.

Исследователи Oxfam обработали объемную статистику и вычислили, как обстоят дела с социальным равенством, вернее, неравенством в Британии. Оказалось, что семейство Гросвенора обладает состоянием – в общей сложности это 7,9 миллиарда фунтов стерлингов – равным всему, чем владеют 10% самых бедных жителей Соединенного королевства (7,8 миллиарда фунтов). По другой шкале подсчетов, личное богатство Джеральда Гросвенора превосходит состояние 12 миллионов 600 тысяч его соотечественников.

В последние годы на Британских островах стоимость жилья, еды и других базовых потребностей неуклонно растет, в то время как зарплаты замораживаются, карьерный рост замедляется, покупательная способность падает. В общей сложности «нижние» 20% населения владеют состоянием в размере 28 миллиардов 100 миллионов фунтов, то есть по 2 тысячи 230 фунтов на каждого. Для сравнения: пять самых богатых семейств Британии (по версии журнала «Форбс»), включая упомянутого герцога, обладают авуарами на 28 миллиардов 200 миллионов фунтов. Все как прежде: бедные беднеют, богатые богатеют.

Ничего удивительного: это тенденция никогда еще не была переломлена, несмотря на все обещания и вопреки громким декларациям. Сегодня 85 мировых богатеев обладают личными состояниями, которые по совокупности равны всему, чем владеет половина населения мира, а это, вдумайтесь, три с половиной миллиарда человек!

Тренд необорим, сообщают авторы доклада Oxfam: начиная с 1990-х годов, доходы 90% населения Британии выросли в реальном исчислении только на 2,82 фунта в неделю, или на 147 фунтов в год. Параллельно доходы 0,1% их сограждан увеличились на 461 фунтов в неделю, что в годовом масштабе составило прибавку на 24 тысячи фунтов стерлингов. Почувствуйте разницу…

И это только часть суровой правды. За счет повышения стоимости жилья и сопутствующих расходов, реальные доходы, те, которые можно тратить на все остальные нужды, у 95% британских граждан сократились на 12%. Но у 5% избранных эта доля доходов, напротив, выросла.

По прогнозам, к 2020 году число детей, живущих в семьях с достатком ниже черты бедности, увеличится еще на 800 тысяч. Один из руководителей Oxfam Бен Филипс заявил, что «Британия становится глубоко разделенной нацией, где существует богатая элита, у которой доходы ползут вверх, и миллионы семей, которые едва сводят концы с концами».

Авторы доклада Oxfam обратились в правительство Дэвида Камерона с предложением повысить доходную часть бюджета за счет «тех компаний и индивидуумов, которые не платят столько налогов, сколько это было бы справедливо с учетом их благосостояния». Более того, вновь предложено ввести дополнительные налоги на «чрезмерное богатство».

Канцлер казначейства Джордж Осборн, второе лицо в партии тори, не стал прислушиваться к советам. Он обещает проводить более жесткую политику в отношении укрывательства от налогов и грозится обременить иностранных владельцев дорогой лондонской недвижимости (что, видимо, подразумевает и российских олигархов).

Однако Джеральда Гросвенора, шестого герцога Вестминстера, эта чаша, похоже, минует, равно как и других местных богатеев. Они продолжат пользоваться самой главной привилегией, начертанной на знаменах влиятельной секты либертарианцев, – низкие налоги, в том числе и «плоская шкала», от которых выигрывают преимущественно те, кто уже богат. А значит, «Повесть о двух Британиях» будет иметь продолжение.

Владимир МИХЕЕВ

№3(85), 2014

№3(85), 2014