Главная > Финансы & банки > Опыт > Теневых владельцев фондов вытащат на свет

Теневых владельцев фондов вытащат на свет

image_pdfimage_print

Или нет?

Европарламент взялся проводить зачистку финансового поля для противодействия отмыванию нечестно нажитых денег, мошенничеству в особых крупных и не крупных размерах, и возможному субсидированию экстремизма, в том числе и международного терроризма. Депутаты внесли законопроект, который обяжет компании и фонды раскрывать имена всех их владельцев и скрупулезно заносить в регистрационные списки.

Эти базы данных сделают доступными для всех стран-членов сообщества. Укрыться в т.н. «компаниях-скорлупках» станет невозможно. Такие хитрые подставные структуры давно используются в качестве механизма отмывания «грязных» денег, полученных зачастую от торговли наркотиками или живым товаром, или от применения схем укрывательства от налогов, или для перевода средств на неблаговидные цели.

Американская исследовательская компания Global Financial Integrity (integrity, напомню, переводится как «честность») подсчитала: в 2010 году незаконный вывоз капиталов из Африки превысил сумму оказанной «Черному континенту» международной финансовой помощи.

Благородное рационализаторское предложение евродепутатов может встретить сопротивление, пишет в этой связи люксембургская газета «Ворт». В числе отказников почти наверняка будет Британия. Согласно докладу (Financial Secrecy Index) неправительственных организаций за 2013 год, пятая часть все оффшорных финансовых операций совершается в Британии.

Чиновники в Лондоне уже заявляют, что им не нравится идея раскрытия имен тех, кто занимается финансовыми трансакциями через фонды. Причина? Это станет поползновением на их «частную жизнь». Специалист в области прозрачности финансовых операций Тамира Гунзбург отмечает, что «фонды часто используются для отмывания денег».

Во время обсуждения в Европарламенте этого новшества британский депутат Тимоти Киркхоуп внес оговорки, которые неожиданно были приняты. Таким образом, требование раскрыть тайное касается только имен владельцев и совладельцев фондов, но не документов, из которых было бы ясны и размеры аккумулированных сумм, и их происхождение. Правда, другая инициатива Киркхоупа – называть имена только в том случае, если вероятность отмывания грязных денег очень велика, была отвергнута.

В ноябре прошлого года сам премьер-министр Дэвид Камерон также встал на защиту этих излюбленных на Британских островах форм накопления капиталов, призвав «проводить различия между компаниями и фондами».

В любом случае повышенная активность британских слуг народа, озабоченных чрезмерной гласностью вокруг фондов, наводит на мысль, что это далеко не случайно. Камерон, в частности, подчеркнул, что можно было бы ограничиться соглашением об автоматическом обмене налоговой информацией в рамках Евросоюза – и точка.

В декабре Австрия и Люксембург заблокировали это решение на том основании, что другие юрисдикции, активно занимающиеся финансовыми операциями, только выиграют. В числе бенефициаров могут оказаться Швейцария, Монако, Андорра, Лихтенштейн и Сан-Марино. Но ситуация подвижна. Как заявил еврокомиссар по налогам Альгирдас Семета, все названные пять стран уже выразили готовность сотрудничать с ЕС, и это было принято к сведению и в Вене, и в Люксембурге.

Что не дает ответа на главный вопрос: если система автоматического обмена налоговой информацией заработает, будет ли снята с повестки дня тема раскрытия бенефициаров фондов? Будет ли это означать, что Британия получит такую поблажку с хитроумным расчетом со стороны стратегов ЕС, что это умерит оппозиционные настроения в стране и сохранит островитян в составе европейского оркестра?

Вадим ВИХРОВ

№3(85), 2014

№3(85), 2014